Бюджет потерял около 0,5 трлн рублей из-за субсидии для нефтепереработчиков

Без завершения нефтяного маневра такие потери продолжат расти
Бюджет теряет деньги из-за субсидии, обеспечивающей рентабельность не очень эффективной российской нефтепереработки
Бюджет теряет деньги из-за субсидии, обеспечивающей рентабельность не очень эффективной российской нефтепереработки / Reuters

Российская нефтепереработка фактически субсидируется бюджетом – потери ему приносит таможенная субсидия в пользу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Субсидия возникает за счет того, что экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на сырую нефть (привязаны к ней). В 2017–2018 гг. такие прямые потери бюджета вырастут еще больше, говорится в докладе консалтинговой компании Vygon Consulting.

В 2016 г. бюджет уже потерял из-за субсидии 0,5 трлн руб., в 2017 г. потери вырастут до 0,65 трлн руб., а в 2018 г. – до 0,7 трлн руб. (см. график), оценивают аналитики Vygon Consulting. Таможенная субсидия растет вместе с восстановлением цен на нефть.

У Минфина такие же оценки потерь бюджета. С учетом поставок Белоруссии субсидия составила 450–500 млрд руб., сказал «Ведомостям» директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов: при росте цен на нефть эта сумма будет расти.

Основная часть субсидии приходится на НПЗ, реализующие моторные топлива 5-го класса на внутреннем рынке, – в таком случае потери государства компенсируются растущими акцизами. Так, в 2016 г. компании выплатили акцизы почти на 0,5 трлн руб., в 2017–2018 гг. показатель достигнет 0,7 трлн и 0,8 трлн руб. соответственно. Но если субсидии получают НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или продающие на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива, – бюджет может не вернуть деньги. В 2016 г. из-за помощи таким НПЗ он потерял 112 млрд руб., а в 2017–2018 гг. потери составят еще 90 млрд и 112 млрд руб. соответственно.

Бюджет теряет деньги из-за субсидии, обеспечивающей рентабельность не очень эффективной российской нефтепереработки

Смысла в такой субсидии нет, считают эксперты Vygon Consulting. Но избавиться от нее можно, только завершив налоговый маневр – полностью обнулив пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, которые компенсирует рост НДПИ. Правительство начало проводить маневр в 2015–2017 гг. – пошлины опустились до 30% от цены за 1 барр. нефти, что существенно сократило маржу НПЗ. Минфин хотел закончить маневр уже в этом году, но Минэнерго и нефтяники выступили против отмены пошлин, и вопрос остается нерешенным.

Высокая таможенная субсидия экспортоориентированных НПЗ сильно увеличивает вероятность продолжения налогового маневра, считают эксперты Vygon Consulting. Минфин по-прежнему предлагает обнулить пошлины с 2019–2020 гг., сохранив поддержку стратегически важных НПЗ, ориентированных на снабжение внутреннего рынка, говорит Сазанов. Обнулять пошлины необходимо в период низких цен на нефть – чтобы влияние на цены нефтепродуктов на внутреннем рынке было минимальным, считает он. Балансировка рынка нефти ожидается после 2020 г., значит, пошлины нужно обнулить до начала этой фазы, объясняет Сазанов. Пошлина может быть обнулена не раньше окончания модернизации НПЗ – т. е. 2021 г., спорит представитель Минэнерго.

Таможенная субсидия сейчас обеспечивает рентабельность не очень эффективной российской нефтепереработки. Ее вклад в маржу среднеотраслевого НПЗ в 2016 г. составил $4,7 за 1 барр., оценивают эксперты Vygon Consulting. А среднеотраслевая маржа переработки нефти и так сократилась в 2 раза – с $3,5 за 1 барр. в 2015 г. до $1,7 за 1 барр. в 2016 г., в основном из-за падения цен на нефть.

Акциз от Минфина

При продаже нефти компании будут выставлять НПЗ акциз, который будет выплачиваться в бюджет, а затем НПЗ смогут получить вычет на сумму акциза, но с повышающим коэффициентом. Чтобы компенсация равнялась отменяемой пошлине, по оценкам консультанта крупной компании, она должна составлять около $4,5 за 1 барр. при цене на нефть $50. Через этот механизм бюджет может вернуть нефтепереработке около 300 млрд руб. А обнуление пошлин принесет бюджету 600 млрд руб., и его чистый доход составит 300 млрд руб.

Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельная и погранично рентабельная переработка составит всего около 120 млн т вместо прогнозируемых 289 млн т (см. график). В последние годы переработка снижалась (в 2016 г. – на 3,5 млн до 279 млн т), хотя и в основном у наименее эффективной части первичной переработки. Но в 2017–2018 гг. благодаря восстановлению цен на нефть такая переработка будет расти и вернется на рекордный уровень 2014 г., прогнозируют эксперты Vygon Consulting.

Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть (см. врез). Но механизм их предоставления будет носить избирательный характер. Например, его не получат НПЗ с большой долей выхода темных нефтепродуктов. Нефтяники не доверяют такой ловушке, говорит сотрудник нефтяной компании: «Кто будет определять размер этой субсидии и получать?» И пока предложение выглядит как просто желание провести чистку рынка, заключает он.

Бюджет теряет деньги из-за субсидии, обеспечивающей рентабельность не очень эффективной российской нефтепереработки