Дональд Трамп и Си Цзиньпин готовятся к «трудному» саммиту

Первая встреча двух лидеров может дать шанс на перезагрузку отношений США и Китая
Dласти Китая обеспокоены перспективами торговой войны
Dласти Китая обеспокоены перспективами торговой войны / Mark Schiefelbein / AP

Президент США Дональд Трамп 6–7 апреля встретится с председателем КНР Си Цзиньпином в своем частном клубе «Мар-а-Лаго» во Флориде. Саммит станет проверкой для лидеров, каждый из которых обещал возродить величие своей страны. Он также даст Вашингтону и Пекину возможность наладить отношения и снизить риск торговых и геополитических споров.

Во время предвыборной кампании и на посту президента Трамп резко критиковал Китай, называя его торговую политику нечестной и обвиняя его в неэффективном сдерживании Северной Кореи, разрабатывающей ядерное оружие. Поэтому Китай несколько недель стремился организовать саммит в надежде стабилизировать двусторонние отношения, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на дипломатов.

Особенно власти Китая обеспокоены перспективами торговой войны. Трамп обещал ликвидировать дефицит внешнеторгового баланса США (из общего дефицита в $500 млрд на Китай приходится более $300 млрд, см. график) и обвинял Пекин в валютных манипуляциях. Трамп предупредил, что заставит Си ответить на связанные с этим вопросы. «Встреча <...> будет очень сложной. Мы больше не можем иметь большой торговый дефицит и терять рабочие места», – написал он 31 марта в Twitter.

Китай покупает американскую нефть

Зависимость США и Китая друг от друга, в том числе в энергетике, растет. В январе – феврале 2017 г. Китай стал крупнейшим иностранным покупателем американской нефти.

В тот же день Трамп распорядился за 90 дней досконально проанализировать торговый дефицит и найти способы сократить его. Этот шаг вызвал опасения, что Белый дом начнет новые торговые споры с Китаем и другими партнерами, ведь многие экономисты не считают этот показатель мерилом успешных торговых отношений, пишет Financial Times (FT). «В некоторые годы самого быстрого экономического роста у нас был крупнейший торговый дефицит, а Великая рецессия сопровождалась его резким сокращением», – утверждает президент Торговой палаты США Том Донохью.

Китайские чиновники отрицают обвинения Трампа. По словам замминистра иностранных дел Чжэна Цзэгуана, Китай «не специально» получает профицит торгового баланса и не намерен стимулировать экспорт с помощью девальвации. Дисбаланс в торговле он объясняет глобальными промышленными трендами и различиями в экономических моделях США и Китая.

Кроме того, отмечает Чжэн, в торговле услугами дефицит возникает как раз у Китая: «Если США смягчат ограничения на экспорт высоких технологий в Китай и посодействуют китайским инвестициям в США, это поможет решить проблему торгового дисбаланса между двумя странами».

Стратегия Пекина заключается в том, чтобы предложить покупать больше американских товаров и увеличить инвестиции в США, пишет WSJ со ссылкой на советников китайского правительства. Но взамен Китай хочет убедить Трампа установить новые отношения, признающие его статус и территориальные интересы. По словам высокопоставленного китайского чиновника, Си не пойдет на крупные уступки на этой встрече, но «Китай всегда может купить больше самолетов у Boeing».

Трамп неоднократно заявлял о сознательном занижении Пекином курса юаня. «Если говорить о манипулировании курсом валюты, о девальвации, тут они чемпионы мира», – повторил он в недавнем интервью FT. Однако этот аргумент не совсем верен. C начала года юань укрепился к доллару примерно на 1%, в частности из-за предпринимаемых Пекином мер по борьбе с оттоком капитала. Правда, по отношению к корзине валют основных торговых партнеров Китая юань ослаб более чем на 2%. Некоторые аналитики видят в этом попытку Пекина сохранить глобальное конкурентное преимущество в торговле, но при этом избежать споров с Вашингтоном. Относительная стабильность или даже небольшое укрепление юаня к доллару сделает фон встречи Трампа и Си более благоприятным, считает Эсвар Прасад, профессор экономики Корнельского университета и бывший руководитель китайского отдела МВФ.

Dласти Китая обеспокоены перспективами торговой войны