Избытка предложения на нефтяном рынке больше нет – МЭА

Но на сокращение запасов нефти и продуктов уйдут месяцы
Предложение нефти, по данным Международного энергетического агентства, стало отставать от спроса
Предложение нефти, по данным Международного энергетического агентства, стало отставать от спроса / AFP

Избытка предложения нефти во втором полугодии 2016 г. практически не наблюдается. Однако спрос на нее в следующем году будет меньше, чем в нынешнем, а отмечающееся сейчас замедление активности нефтепереработчиков и огромные запасы сдерживают рост цен, говорится в ежемесячном докладе Международного энергетического агентства (МЭА).

Цены на нефть, превысившие в июне $50 после почти 100%-ного ралли с минимумов в начале года, затем начали понемногу снижаться. В начале августа цена Brent опускалась ниже $42, WTI – $40 за баррель. В последние дни Brent торгуется по $43,8-45,5 за баррель. Летнее падение объясняется возвращением на рынок объемов, потерянных во II квартале из-за перебоев в поставках из ряда стран. Так, в июле предложение выросло на 800 000 баррелей в день, отмечает МЭА, причем в основном за счет стран, не входящих в ОПЕК. Это прежде всего Канада, нарастившая добычу после ее падения в результате лесных пожаров.

Добыча в 14 странах ОПЕК выросла на 150 000 баррелей до восьмилетнего максимума. Саудовская Аравия в июле установила рекорд добычи – 10,67 млн баррелей в день, сообщил в среду картель. Ирак ежедневно производил 4,33 млн, Иран довел показатель до семилетнего максимума в 3,85 млн баррелей.

Несмотря на рост добычи в последнее время, по сравнению с прошлогодним показателем она сократилась на 215 000 баррелей в день, по данным МЭА. При этом в III квартале, по его расчетам, предложение будет на 1 млн баррелей ниже спроса.

Поэтому в ближайшие месяцы эксперты агентства ожидают заметного сокращения запасов нефти и нефтепродуктов, что должно «помочь процессу устойчивого достижения баланса на рынке сырой нефти». Однако процесс этот не будет быстрым, потому что запасы сырой нефти в странах ОЭСР остаются на рекордном уровне в 3,09 млрд баррелей (июньские данные). «Масштабный избыток запасов <…> удерживает цены от роста», – говорится в докладе. Кроме того, запасы нефтепродуктов в июне (последние из имеющихся данных) выросли на 15,9 млн баррелей, что в четыре раза больше среднего показателя для этого времени года.

Будущий год пока не несет надежд на кардинальное изменение ситуации на рынке, полагают в МЭА. Агентство снизило прогноз роста дневного спроса на 100 000 баррелей по сравнению с июньской оценкой; это на 200 000 баррелей меньше, чем ожидается в нынешнем году. Правда, получающаяся в итоге цифра в 1,2 млн баррелей все же выше тренда, указывает МЭА. Но добавляет, что добыча в странах, не входящих в ОПЕК, в 2017 г. может несколько вырасти.

МЭА оценивает текущую добычу в США в 8,45 млн баррелей в день против максимальных 9,69 млн баррелей в апреле 2015 г., указывают в отчете аналитики Citigroup, тогда как Саудовская Аравия установила очередной рекорд. ОПЕК выигрывает у сланцевых добытчиков в США и других не входящих в картель стран битву за долю рынка, даже если это победа пиррова. Поэтому особых оснований договариваться о замораживании добычи в сентябре, о чем велись разговоры в последнее время, нет, считают в Citi. Не во всех странах ОПЕК ситуация столь плоха, как в ратующей за заморозку Венесуэле, где добыча упала до 13-летнего минимума в 2,1 млн баррелей в день, добавляют аналитики Citi.

В вопросе договоренности, которая реально изменила бы предложение на рынке нефти, от сентябрьской встречи «не стоит ждать ничего», согласен Оливье Жакоб из Petromatrix.