Нефть вступила в медвежий тренд

Балансировка рынка откладывается до 2017 года
После роста почти на 100% в первом полугодии цены на нефть упали более чем на 20%, ознаменовав переход к медвежьему тренду
После роста почти на 100% в первом полугодии цены на нефть упали более чем на 20%, ознаменовав переход к медвежьему тренду / Al Grillo / AP

Рынок нефти (а теперь еще и нефтепродуктов) снова перенасыщен. Сланцевые добытчики в США вводят в эксплуатацию новые буровые, а хедж-фонды наращивают короткие позиции рекордными темпами. Балансировка рынка может быть отложена до 2017 г., считают некоторые аналитики.

С достигнутого 20 января многолетнего минимума в $27,1 за баррель цена нефти Brent продемонстрировала впечатляющее ралли, взлетев на 95% до максимальных в этом году $52,86 на торгах 9 июня. Американская WTI с минимума в $26,05 за баррель 11 февраля подскочила на 98,3% до $51,67 за баррель также 9 июня. Но затем рынок стал понемногу дрейфовать вниз. В конце июля падение ускорилось, на торгах 1 августа цена Brent опускалась до $41,87, что на 20,8% ниже годового максимума. WTI подешевела на 22,8%, опустившись в понедельник чуть ниже $40. Таким образом, на рынке начался медвежий тренд, традиционно определяемый как снижение на 20% и более.

Во вторник к 15.30 мск Brent стоила $42,9, WTI – $40,6 за баррель.

Риски для баланса

Во II квартале рынок нефти приблизился к сбалансированному состоянию, а ее избыток, который в 2015 г. оценивался в 1,5-2 млн баррелей в день, почти исчез, написали в июльском отчете эксперты Международного энергетического агентства (МЭА). Сокращению предложения способствовали перебои с поставками из ряда стран (в частности, из-за лесных пожаров в Канаде, действий боевиков в Нигерии и вооруженного противостояния в Ливии) и снижение нефтедобычи в США. Трейдеры же, активно игравшие на понижение в начале года, закрывали короткие позиции, подталкивая цены вверх, и открывали длинные, отыгрывая восстановление и начавшуюся ребалансировку спроса и предложения.

Однако эксперты МЭА предупредили в июле: если спрос на нефть «не окажется выше, чем мы сегодня ожидаем, запасы нефтепродуктов могут продолжить расти и дальше и поставить под угрозу всю ценовую структуру».

Этот риск реализовался. «Рост спроса остается слабым и не внес существенного вклада в дело сокращения избыточных запасов нефти. Нет лучшего времени для этого, чем летний сезон, но лето уже перевалило за середину», – отметили в отчете в понедельник аналитики Barclays. В США, где благодаря сильно подешевевшему бензину водители снова стали активно покупать кроссоверы и внедорожники, спрос на топливо в конце весны – начале лета был достаточно высок. Однако сейчас летний сезон вождения заканчивается, а запасы бензина в США, куда попадает почти каждый девятый баррель нефти в мире, на 12% выше, чем год назад.

«Нефтяной рынок быстро приближается к очередному межсезонью, и с учетом того, что макроэкономическая картина ухудшается, а Саудовская Аравия вряд ли будет ограничивать добычу, в то время как Иран понемногу наращивает долю рынка, нефтеперерабатывающие заводы могут оказаться на линии огня», – указывают аналитики Barclays. Избыток нефтепродуктов заставляет НПЗ сокращать закупки нефти, тем самым снова увеличивая ее запасы. Аналитики Morgan Stanley недавно снизили прогноз роста спроса мировых НПЗ на нефть в этом году с 800 000 баррелей в день до 625 000 баррелей в день, а вследствие этого – прогноз средней цены Brent в III квартале с $50 до $45 за баррель (в июле средняя цена составила $46,5). Они видят растущие риски ее дальнейшего снижения во втором полугодии.

Добыча не сокращается

В США подъем цен на нефть к $50 позволил компаниям захеджировать будущие поставки и начать наращивать буровую активность. Если в мае работало 316 буровых установок (минимум за семь лет), то, по последним данным Baker Hughes, – уже 374. По прогнозу Управления энергетической информации США, в сентябре добыча в стране составит 8,1 млн баррелей в день, но в ноябре и декабре восстановится до 8,3 млн. Исторический максимум дневной добычи в 9,69 млн баррелей был достигнут в апреле 2015 г.

Запасы нефти в США составляют 521,1 млн баррелей, что близко к самому высокому с 1929 г. уровню в 543,4 млн баррелей, зафиксированному в конце апреля.

Сокращения добычи не наблюдается и у других крупнейших игроков рынка. В Саудовской Аравии дневная добыча в июле была 10,7-10,8 млн баррелей, в России она выросла третий месяц подряд до 10,9 млн, отмечают аналитики Citigroup. «Избыток сырой нефти формируется как раз в тот момент, когда перепроизводство бензина давит на маржу нефтепереработчиков, особенно в Европе», – говорится в их отчете. Не стоит забывать, что Саудовская Аравия рассматривает Сирию как аренду борьбы с Ираном, и для этой борьбы нужно финансирование, добавляет Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: «Ведя ценовую войну на рынке нефти, Саудовская Аравия своей непосредственной целью считает Иран, а остальные производители несут побочный ущерб, что [в Эр-Рияде] может рассматриваться как положительный момент».

Иран в этом году увеличил добычу на 25% и намерен к концу года довести ее до восьмилетнего максимума в 4 млн баррелей в день. Данные о морских перевозках свидетельствуют, что основные покупатели иранской нефти – азиатские страны, сообщает Bloomberg. В ответ Саудовская Аравия увеличивает экспорт нефти и нефтепродуктов и снижает цены. В воскресенье госкомпания Saudi Aramco сообщила, что в сентябре будет продавать свою нефть Arab Light на $1,1 баррель дешевле сорта, который является ориентиром для азиатского региона. В результате Arab Light будет продаваться в Азии на $1,3 дешевле, чем в августе; это самое значительное снижение за последние 10 месяцев, свидетельствуют данные Bloomberg.

«Медведи» подняли голову

«На рынке был временный баланс. Сейчас прерванные поставки возобновляются, а резкое сокращение предложения из США, которое, как ожидалось, должно было сбалансировать рынок, выглядит менее реальным. Теперь даже самые ярые «быки» не знают, когда же рынок полностью восстановит баланс», – констатирует Гарри Чилингуирян, начальник отдела глобальных сырьевых рынков BNP Paribas (цитата по Financail Times).

Цены на нефть растеряли значительную часть роста, наблюдавшегося во II квартале, поскольку бóльшая, чем ожидалось, добыча, меньшие, чем ожидалось, закупки нефти НПЗ в предстоящие месяцы и значительные накопления нефтепродуктов заставили инвесторов ликвидировать длинные позиции по нефти и открыть короткие, суммируют аналитики Citi.

За неделю, завершившуюся 26 июля, хедж-фонды увеличили короткие позиции по фьючерсам и опционам на нефть WTI на 38 897 контрактов, по данным Комиссии по срочной биржевой торговле США. Это рекордный недельный рост с 2006 г., когда стали собираться соответствующие данные.

На рынке нефти Brent число длинных позиций превышало число коротких на 288 536 контрактов, по данным ICE Futures Europe; это наименьший показатель с февраля.

Новая попытка балансировки – не раньше конца года

Из диапазона в $45-55 за баррель рынок вернулся в диапазон $30-50, свидетельствующий об избытке предложения, пишут аналитики Morgan Stanley. Достижения баланса они теперь ждут только во втором полугодии 2017 г., отмечая, что на ближайшие четыре квартала их прогноз является одним из самых пессимистичных. Прогноз средней цены в IV квартале 2016 г. и в I квартале 2017 г. у Morgan Stanley – $40 за баррель.

Цена нефти может еще снизиться к концу III квартала, считают в Barclays. Это, а также сокращение закупок нефти ее переработчиками заставит рынок снова корректировать предложение.

Аналитики Citi полагают, что среднесрочный бычий цикл пока не нарушен, ситуация на рынке хоть и ухудшилась, но близка к сбалансированной, поэтому уровень около $40 за баррель, скорее всего, станет сильной поддержкой. На таком уровне массовое увеличение коротких позиций они считают маловероятным. Избыток бензина и других нефтепродуктов будет давить на цену нефти в текущем квартале, но ее восстановление зимой выглядит весьма вероятным, полагают в Citi.