В ОПЕК снова хотят договориться об ограничении нефтедобычи
Возобновившееся падение цен заставляет производителей искать способы повлиять на рынокНекоторые страны ОПЕК хотят в сентябре снова провести переговоры о замораживании нефтедобычи, сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией. Попытка договориться об этом в апреле провалилась, что не помешало ценам на нефть сильно вырасти с зимних минимумов. Теперь они снова снижаются, и для ряда стран вопрос стоимости нефти опять становится чрезвычайно болезненным.
Министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино обсудил с генеральным секретарем ОПЕК Мохаммедом Баркиндо вопрос проведения совещания на тему координации добычи, заявил в четверг президент Венесуэлы Николас Мадуро (об этом сообщило государственное информагентство Agencia Venezuela de Noticias).
Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти, но переживает тяжелейший экономический кризис: в стране массовая нехватка продовольствия и товаров первой необходимости. Она постоянно поднимает вопрос ограничения добычи с целью поддержания цен и была инициатором встречи стран ОПЕК и России в начале года. «Мы в ОПЕК согласились провести встречу в Алжире в сентябре для того, чтобы проанализировать рынок после летнего периода. <…> Если мы ничего не предпримем, то зимой цены снова упадут до уровня около $20. И нам опять понадобится заморозка добычи, но тогда может быть уже поздно. Поэтому нам нужно принять меры раньше», – говорил дель Пино в интервью ТАСС в июне на Петербургском международном экономическом форуме.
В сентябре в Алжире пройдет Международный энергетический форум (IEF). Представитель Эквадора в ОПЕК Уилсон Пастор Моррис в пятницу также должен встретиться в Вене с Баркиндо, чтобы «попросить о встрече с целью обсудить координацию добычи на полях форума IEF», сказал WSJ человек, знакомый с этими планами. С учетом возобновившегося падения цен на нефть такая дискуссия необходима, добавил он.
В начале года, когда Иран только начинал увеличивать добычу после снятия в январе экономических санкций, его представители отказывались обсуждать ее ограничение. Они говорили, что страна должна восстановить свою долю рынка, доведя добычу до 4-4,2 млн баррелей в день, и только после этого может подключиться к переговорам. Сейчас Иран производит 3,6 млн баррелей в день. К концу сентября, когда будет проходить IEF, этот показатель будет ближе к 4 млн баррелей, говорят делегаты ОПЕК, надеющиеся увидеть иранских представителей за столом переговоров. В Тегеране ставили цель довести дневную добычу до 4 млн баррелей к концу года.
Представитель министерства нефти Ирана не ответила на вопрос WSJ, может ли страна теперь рассмотреть вопрос о присоединении к договоренности об ограничении добычи.
В апреле на встрече в Дохе делегация Саудовской Аравии была готова подписать такое соглашение, несмотря на неучастие Ирана. Но в последний момент ее отозвал заместитель наследного принца Мухаммад ибн Салман аль-Сауд, получивший в Эр-Рияде карт-бланш на проведение реформ, направленных на снижение зависимости страны от нефти. Неудача в Дохе, правда, отрицательно повлияла на цены лишь в течение одного дня. Brent, дорожавшая с конца января, продолжила расти и в итоге выросла на 95% до максимальных в этом году $52,86 за баррель 9 июня.
Развороту рынка способствовало сокращение добычи в США и перебои во II квартале с поставками из ряда стран, таких как Канада, Нигерия, Ливия. В июле Международное энергетическое агентство отметило, что рынок нефти приблизился к сбалансированному состоянию.
С июньского максимума цена затем сползла более чем на 20% из-за низкого спроса, сформировавшегося из-за избытка нефтепродуктов и возвращения на рынок поставок из Канады, Нигерии, а также увеличения буровой активности в США. К 18.00 мск в пятницу нефть Brent стоила $43,67, WTI – $41,2 за баррель.
Сейчас Саудовская Аравия и ее союзники в Персидском заливе могут поддержать сотрудничество между ОПЕК и не входящими в картель крупными нефтедобывающими странами, потому что не хотят дальнейшего падения цены, сказали WSJ люди, знакомые с политикой Эр-Рияда. Новый министр нефти королевства Халид аль-Фалих говорил журналистам в июне, что цена в $50 слишком низка, а в $100-110 за баррель – слишком высока. Идеальная цена «где-то между», но «к сожалению, к ее нахождению мы будем двигаться циклами, а не по прямой».
Министерство энергетики России, которое весной поддерживало договоренность об ограничении добычи, не получало приглашения на новую встречу. «Официальных предложений об организации встречи стран – производителей нефти со стороны ОПЕК и Венесуэлы к настоящему времени не поступало», – процитировало в пятницу «РИА Новости» представителя министерства.