Brexit дал передышку развивающимся рынкам и их эмитентам

На ее продолжительность рассчитывать не стоит: растут риски глобальной рецессии
В 2017–2020 гг. компании развивающихся стран должны гасить по $200 млрд долга ежегодно
В 2017–2020 гг. компании развивающихся стран должны гасить по $200 млрд долга ежегодно / Andy Wong / AP

Во втором полугодии, возможно, будет меньше дефолтов по корпоративным долгам развивающихся стран, полагает кредитный аналитик Commerzbank Апостолос Бантис: «В целом прогноз более благоприятный для корпораций развивающихся стран, поскольку из-за британского референдума ФРС вряд ли скоро повысит ставки» (цитата по Bloomberg).

В 2017-2020 гг. компании развивающихся стран должны гасить по $200 млрд долга ежегодно. МВФ и Банк международных расчетов не раз предупреждали, что, если ФРС будет повышать ставки, уровень корпоративных дефолтов возрастет. Так и получилось: во II квартале было 10 дефолтов, это максимум с середины 2009 г. (данные S&P).

Но из-за нестабильности, охватившей развитые рынки после решения Великобритании выйти из ЕС, развивающиеся рынки, обычно считающиеся рисковыми, стали выглядеть более привлекательно. С 24 июня средняя доходность корпоративных облигаций развивающихся стран, которую рассчитывает Bloomberg, снизилась на 21 б. п. до 5,25% годовых. А корпорации развивающихся стран разместили на международных рынках $3,71 млрд новых долгов.

По данным PwC, с января по середину июня российские корпоративные эмитенты разметили $4,9 млрд еврооблигаций, что сопоставимо с результатом всего 2015 г. – $5,2 млрд. Только в июне «Евраз», НЛМК и «Совкомфлот» в совокупности разместили $2 млрд еврооблигаций. «Мы видим большой интерес к займам со стороны российских эмитентов и готовимся объявить о нескольких сделках до президентских выборов в США, в основном в сентябре», – говорил на прошлой неделе Штефан Вайлер, начальник отдела долговых рынков стран EMEA JPMorgan.

«С учетом нынешних цен на сырье мы не ожидаем большого количества новых дефолтов, – отмечает аналитик Aberdeen Asset Management Кэти Коллинс. – В первые шесть месяцев многие компании активно размещали новые долги и выкупали старые» (цитата по Bloomberg). С январского минимума нефть подорожала на 75% и торгуется на уровне $48 за баррель.

Валюты развивающихся стран тоже получили шанс на укрепление, поскольку Банк Англии, ЕЦБ и Банк Японии увеличивают стимулирующие меры, а вероятность того, что ФРС будет повышать ставки, становится меньше. «У развивающихся рынков больше вероятности столкнуться с сильной распродажей, если рынок залихорадит из-за проблем в китайской экономике или если ФРС повысит ставки», – констатирует Capital Economics.

С начала года сильнее всего из валют развивающихся стран укрепился бразильский реал, подорожавший к доллару на 19%. На втором месте — рубль (+13,85%), на третьем - малазийский ринггит ( +6,65%). Колумбийский песо подорожал на 6,46%, чилийский — на 6,27%, индонезийская рупия – на 4,95%, сингапурский доллар – на 4,8%.

Но продолжающееся падение доходности суверенных облигаций указывает, что Brexit представляет большой риск не только для экономик Великобритании и ЕС. «Это становится похожим на 2008 г., – сказал Bloomberg управляющий Smith & Williamson Investment Management Джон Андерсон. – Доходность суверенных бондов говорит о том, что должно случиться что-то очень неприятное. Приостановка вывода средств из фондов недвижимости тоже вызывает беспокойство. Я вышел из рисковых активов и склоняюсь к тому, чтобы поверить государственным бондам».

В среду доходность 20-летних суверенных японских облигаций опускалась до минус 0,005% годовых, 10-летних — до минус 0,285%. Доходность 10-летних казначейских облигаций США снижалась до 1,3397%, 30-летних — до 2,1213%.

«Инвесторам стоит расстаться с надеждой на то, чтобы в будущем зарабатывать доходность, сопоставимую с прошлой», – предупреждает известный инвестор Билл Гросс, управляющий фондом облигаций в Janus Capital.

Британские 10-летние суверенные бонды торгуются с доходностью 0,75% годовых, немецкие — с минус 0,19%. Фунт в среду дешевел до нового 31-летнего минимума – $1,2798. Накануне референдума он стоил почти $1,5.