Brexit парализует бизнес в Европе
Неопределенность заставила многие компании на время прекратить планирование и инвестиции«Плана Б» нет, признаются инвесторам многие компании в Европе после того, как британцы на референдуме в июне проголосовали за выход из Евросоюза. Brexit и все с ним связанное – условия, сроки, последствия развода – вызвали столь сильную неопределенность, что мало кто из компаний смог подготовить сколь-либо серьезный план действий, чтобы защититься от неблагоприятных событий или извлечь выгоду.
Почти 70% немецких компаний, опрошенных перед референдумом Федерацией промышленности Германии (BDI), признались, что не знали бы, как реагировать на победу сторонников Brexit. Мобильный оператор Vodafone Group на прошлой неделе предупредил, что из-за Brexit может переместить свою штаб-квартиру из Великобритании в другую европейскую страну, но «пока невозможно делать какие-либо окончательные выводы». Как утверждает Маурицио Фокки, гендиректор итальянской строительной компании Focchi, получающей около 90% выручки в Великобритании, он «не может даже оценить» последствия выхода страны из ЕС для своего бизнеса. «Призываю наших инвесторов не спрашивать меня, что это [Brexit] означает, потому что мы не знаем», – заявил гендиректор крупнейшего европейского лоукостера Ryanair Майкл О'Лири.
Ни одни выборы или референдум в последние годы не поднимали так много вопросов перед компаниями из столь широкого спектра отраслей и регионов, как июньское голосование в Великобритании. Из-за него многие компании в Европе потеряли способность заниматься планированием и инвестициями – по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Переговоры об условиях выхода страны из блока могут начаться не раньше 2017 г. и длиться в течение двух лет. В результате статус-кво может в целом сохраниться, либо отношения Великобритании с единым европейским рынком кардинально изменятся. По этой причине французский производитель стройматериалов Saint-Gobain не разрабатывал планов на случай Brexit, отметил гендиректор компании Пьер-Андре де Шаландар.
В то время как более крупные компании выступали против Brexit, многие владельцы небольших британских компаний заявляли, что разрыв с Брюсселем позволит им процветать, освободившись от регулирования ЕС. По словам Эммы Пуллен, гендиректора производителя судов на воздушной подушке British Hovercraft, несмотря на краткосрочную неопределенность результат голосования принесет выгоду в долгосрочной перспективе. Пуллен дала всем своим 15 сотрудникам оплачиваемый отпуск, чтобы отпраздновать это событие.
Пока что сильнее всех последствия референдума почувствовали авиаперевозчики. Более 70% рейсов в британских аэропортах — международные, из них в среднем 53% выполняются, по данным консалтинговой компании Oliver Wyman, в пределах ЕС. Особенно уязвимы Ryanair и ее конкуренты с узловыми аэропортами в Великобритании, включая EasyJet и International Consolidated Airlines Group (IAG), которой принадлежат British Airways, Aer Lingus, Iberia и Vueling. С тех пор как 23 июня состоялся референдум, по 4 июля котировки акций Ryanair снизились на 15,6%, EasyJet — на 29,5%, а IAG — на 29%.
Из-за ослабления фунта расходы авиакомпаний на новые самолеты и топливо, которые они обычно покупают за доллары, могут вырасти. Большинство авиалиний хеджируют валютные риски, но это не может помочь им в течение долгого времени. Наибольшее беспокойство у представителей отрасли вызывает то, как Brexit может повлиять на ее регулирование в Европе. О'Лири, возглавляющий Ryanair с 1994 г., называет это самым сильным потрясением в отрасли после терактов 11 сентября 2001 г. По его словам, из-за неопределенности по поводу того, где и как часто самолеты Ryanair смогут приземляться в Великобритании, невозможно планировать расширение бизнеса в стране. В случае ее выхода из ЕС ирландской Ryanair может потребоваться получить в стране новый сертификат эксплуатанта, разрешающий осуществлять авиаперевозки.
Гендиректор ее британского конкурента EasyJet Кэролайн Макколл оказалась лучше готова к Brexit. Около 43% рейсов компания выполняет за пределами Великобритании, и уже на следующее утро после референдума Макколл обратилась к сотрудникам и инвесторам, чтобы их успокоить. У нее были заранее готовы письма к британским и европейским авиационным регуляторам, призывающие их поскорее устранить неопределенность. Также Макколл в течение месяцев вела неофициальные переговоры с несколькими странами ЕС о создании штаб-квартиры за пределами Великобритании, чтобы сохранить права на авиаперевозки в ЕС. В начале июля лоукостер сообщил, что начал официальные переговоры о получении сертификата эксплуатанта в другой стране ЕС.
Перевел Алексей Невельский