Смена власти в развивающихся странах – хороший знак для инвесторов
Они надеются на перемены к лучшему в экономике и рост финансовых рынковНа возможную отставку президента Бразилии Дилмы Руссеф рынки откликнулись еще до воскресного голосования в конгрессе. В понедельник инвесторы с большой охотой раскупили аргентинские суверенные облигации — первый заем при новом правительстве и за 15 лет после дефолта. Экономические трудности обеих стран инвесторов не останавливают: они надеются, что благодаря новому руководству и политике их рынки начнут расти. «Инвесторы ищут сюжет, в котором есть развитие», – говорит портфельный управляющий T. Rowe Price Сами Муадди.
Такой подход нередко себя оправдывает. В 2014 г. премьер-министром Индии стал Нарендра Моди, а президентом Индонезии — Джоко Видодо. За несколько месяцев перед выборами рынки акций этих стран прибавили по 20% и после выборов удержали эти уровни, хотя акции других развивающихся стран тогда сильно дешевели.
Сейчас инвесторы смотрят на политические изменения еще внимательнее, потому что хороших возможностей для инвестиций мало и многие рынки движутся синхронно, реагируя на цены на сырье и ставки ФРС США.
С начала года развивающиеся рынки выросли на 7,3%, тогда как американский S&P 500 – на 2,8%. Поэтому инвесторы готовы принимать больший риск, а заодно пытаются угадать, в какой еще стране может смениться власть. Наиболее вероятными претендентами считаются президент ЮАР Джейкоб Зума и премьер Малайзии Наджиб Разак – их обвиняют в коррупции, и уже звучат призывы к их отставке.
В обеих странах инвесторов привлекает молодое население, что всегда сулит рост покупательной способности. Но причины для беспокойства тоже есть: обе страны зависят от китайского спроса на их сырье, и обеим грозит политический паралич из-за непопулярного руководства и конфликта между партиями.
Большинство инвесторов избегает ЮАР и Малайзии, поэтому по многим параметрам эти рынки дешевы. Заработать можно, например, на укреплении местных валют, росте прибыли корпораций и инвестиционного интереса. Впрочем, и риски тоже значительные: внутренние проблемы этих стран глубокие, а глобальная экономическая ситуация оставляет желать лучшего. И всегда есть шанс, что плохое правительство станет еще хуже.
В ЮАР после распродажи на рынках Зума решил заменить пользующегося уважением министра финансов. В Малайзии Разак отправил в отставку руководителя центробанка, также пользовавшуюся большим уважением, и назначил на ее место своего политического союзника, бывшего членом наблюдательного совета государственного инвестфонда 1MDB, с которым и связана коррупционная история.
Но даже если власть меняется, новым руководителям приходится разбираться с неприятным наследием их предшественников. Для многих развивающихся стран это означает выплату крупных долгов — результат либо плохой политики, либо последствий политического фаворитизма. За последние девять лет Бразилия увеличила долг втрое, до $1 трлн, и тройка крупнейших агентств снизила ее рейтинги до спекулятивного уровня. Экономика страны в 2015 г. сократилась на 3,8%, и в этом году бразильский ВВП, по всей вероятности, снова сократится, что еще больше затруднит обслуживание долга.
Но инвесторы помнят и 1992 г., когда из-за обвинений в коррупции был объявлен импичмент президенту Фернанду Колору ди Мелу. Его преемником стал Фернанду Энрике Кардозу, при котором в стране началось восстановление экономики в результате проведенных реформ.
Сейчас инвесторы склонны прощать развивающимся рынкам старые грехи. Это уже почувствовала Аргентина, которая 15 лет отказывалась договариваться с хедж-фондами, не согласившимися на реструктуризацию долга и чей Центробанк сообщил в начале года, что будет печатать купюры большего номинала, чтобы справиться с инфляцией (она может достичь 40%).
Но ажиотажный спрос на аргентинские облигации – $70 млрд при предложении на $16,5 млрд – должен стать достаточным аргументом для стран со скверным правительством в пользу смены власти. Аргентина, едва разобравшись с наследием старого дефолта, получила от инвесторов деньги на 30 лет лишь под 8% годовых.
Но выбирать инвесторам особо не из чего: валюты развивающихся стран укрепились лишь на 10% после сильного падения, а доходность облигаций составляет 4,6%.
Даже если реформы обещаны, ожидания инвесторов не всегда сбываются. Прошло два года после того, как в Индии к власти пришел Моди, а в Индонезии — Видодо, и хотя ситуация в этих странах в целом неплоха, инвесторы недовольны темпом реформ.
Угадать, какая страна будет следующей, где сменится власть, тоже непросто. У Разака и Зумы срок полномочий истекает в 2018 и 2019 гг. соответственно.
Перевела Татьяна Бочкарева