Развивающиеся рынки нащупали дно

Цены на сырьевые товары стабилизируются, и в бумаги развивающихся рынков наметился приток средств
Фондовые рынки развивающихся стран, похоже, нащупали дно. Индекс ММВБ даже приблизился к историческому максимуму. Помогла стабилизация цен на сырьевые товары
Фондовые рынки развивающихся стран, похоже, нащупали дно. Индекс ММВБ даже приблизился к историческому максимуму. Помогла стабилизация цен на сырьевые товары / Fernando Llano / AP

В начале этой недели цена нефти Brent впервые с декабря 2015 г. превысила $40 за баррель, поднявшись с достигнутого 20 января внутридневного минимума в $27,1 на 50,7% (на закрытие биржи в понедельник). Во вторник цена барреля Brent перешагивала и за $41, но к концу дня стала снижаться (данные биржи ICE на 18.05 мск – $39,9 за баррель). В минувшую пятницу российский министр энергетики Александр Новак сообщил, что с 20 марта по 1 апреля в России, Дохе или Вене состоится встреча представителей нефтедобывающих стран, готовых заморозить нефтедобычу.

«Это начало долгого пути по ребалансировке [цен на нефть], – написал в отчете главный нефтяной аналитик Energy Aspects Амрита Сен. – Поскольку предложение сокращается, у рынка мало причин снова тестировать ценовые минимумы». Когда цены на нефть упали ниже $30, «возникло ощущение, что рынок переусердствовал», отмечает Джонатан Уайтхед, начальник глобального отдела сырьевых рынков Societe Generale.

В понедельник цена железной руды подскочила в Китае на 19% до уровня июня 2015 г. – $63,74/т; дневной рост оказался самым значительным по крайней мере с 2009 г. (более ранней статистики нет). Поддержку рынку оказали заявления китайских чиновников, сделанные на проходившем в выходные Всекитайском собрании народных представителей, о том, что правительство готово поддерживать экономику; цель роста ВВП на 2016 г. была установлена в 6,5–7%.

В последние недели подорожали и многие металлы – медь, цинк, алюминий, их цены вернулись на уровни прошлой осени. С ними подскочили и котировки многих производителей. Акции Anglo American и Glencore, показавшие в 2015 г. худший результат в британском индексе FTSE 100, с начала 2016 г. по минувший понедельник подорожали на 89,8 и 72,6% соответственно. Бумаги BHP Billiton и UC Rusal – на 12,2 и 18,1%. Среди нефтяных компаний выросли на 10–30% (вместе с ценами на нефть) котировки BP, ExxonMobil, Royal Dutch Shell и Chevron, а акции «Роснефти» подорожали в рублях на 19%, добравшись в пятницу до исторического ценового максимума – 302,25 руб.

Опасения относительно сильного замедления экономики Китая – крупнейшего потребителя многих видов сырья в мире (например, 40% всей меди) – чрезмерны, заявил на днях гендиректор сырьевого трейдера Glencore Айван Глазенберг. По его словам, Glencore получает «очень хороший объем заказов из Китая, будь то цинк, медь, никель или уголь», хорошие продажи отмечаются и в других регионах мира.

Сырьевой индекс Bloomberg Commodity Index с январского минимума поднялся на 8,9%. «Лекарство от низких цен на сырье – низкие цены», – напоминает редактор инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money Дэвид Фуллер. «Но предложение сейчас сокращается, ведь многие производители с высокой себестоимостью оказались на грани прибыльности. Это рецепт для взрывного восстановления котировок после жестокого «медвежьего» тренда, так как закрытие «коротких» позиций сопровождается все более активной скупкой активов по дешевке», – объясняет Фуллер.

Подобный взрывной рост наблюдался в последние недели и на рынках других активов, сильно подешевевших в последние годы, – акций, облигаций и валют развивающихся стран.

Причиной стало и восстановление цен на сырьевые товары, которые экспортируют многие из этих стран, и чрезмерная недооцененность их активов.

После 30%-ного падения индекса MSCI Emerging Markets за последние три года акции компаний с развивающихся рынков «невероятно дешевы» и вложения в них могут стать «инвестицией десятилетия», написали в конце февраля эксперты Research Affiliates, делающие аналитику для Pimco, одной из крупнейших управляющих компаний мира. Доходности облигаций на самом высоком уровне за все время после кризиса 2008 г., это может компенсировать покупателям риски, связанные с низкими ценами на сырье и замедлением Китая, заявили тогда же эксперты BlackRock.

По данным Института международных финансов, в январе – феврале 2016 г. приток средств в фонды облигаций развивающихся рынков составил $5 млрд, а составляемый JPMorgan Chase индекс их бондов в местной валюте вырос на 3,1% после 15%-ного падения в 2015 г.

Фондовые рынки развивающихся стран, похоже, нащупали дно. Индекс ММВБ даже приблизился к историческому максимуму. Помогла стабилизация цен на сырьевые товары

«Мы чувствуем, что достигли точки наивысшего пессимизма в отношении развивающихся рынков, обычно подобные настроения говорят об открывающейся возможности», – написал в конце февраля Майкл Хейзенстаб, управляющий портфелем Franklin Templeton. Смена настроений и тренда заставляет по крайней мере некоторых инвесторов участвовать в скупке растущих в цене активов, тем более что доходных инструментов мало, так как у центробанков Японии и еврозоны отрицательные процентные ставки, а доходности гособлигаций США по-прежнему очень низки. «Подавляющее большинство инвесторов, работающих на развивающихся рынках, не считают их фундаментальные показатели положительными, – говорит управляющий директор RBC Capital Markets Дэниел Тененгаузер (цитата по The Wall Street Journal). – Но если ты управляешь портфелем, то не можешь повернуться спиной [к растущему рынку]. Люди говорят: «Даже если мне не нравятся фундаментальные показатели, надо вкладываться».

Индекс ММВБ с минимума этого года, 15 января, прибавил 18,7%. В понедельник он закрылся на отметке 1909,57, максимальной с 23 мая 2008 г. Совсем немного осталось и до исторического максимума в 1969,91 пункта, установленного 12 декабря 2007 г. MSCI Emerging Markets поднялся на 15,5%.

Поддержку развивающимся рынкам оказывают и их валюты. Их индекс, составляемый JPMorgan Chase, поднялся с январских минимумов на 5,3%, вернувшись на декабрьские уровни. Рост рубля к доллару с внутридневного минимума 21 января 2016 г. составил 20,3%, к евро – 19%, укрепились и другие валюты.

Фондовые рынки развивающихся стран, похоже, нащупали дно. Индекс ММВБ даже приблизился к историческому максимуму. Помогла стабилизация цен на сырьевые товары

Правда, все последние достижения носят неустойчивый характер, предупреждают аналитики. «Валюты сырьевых стран растут, и, пока кажется, что ситуация улучшилась, можно ожидать, что инвесторы будут ковать железо, пока горячо, – цитирует Financial Times валютного стратега BNY Mellon Нила Меллора. – Но если фундаментальные показатели не «догонят» рыночный энтузиазм, то скоро небо снова затянется тучами».

Валюты развивающихся стран могут снова пострадать при возобновлении роста доллара: сильные данные с рынка труда США, опубликованные в минувшую пятницу, могут навести ФРС на мысль немедля повысить ставки, предупреждают аналитики Brown Brothers Harriman. Да и на сырьевых рынках можно ждать отката. Начавшаяся ребалансировка рынка нефти может замедлиться из-за стремительного подъема цен, отмечает Сен из Energy Aspects.

Аналитики Goldman Sachs называют недавний рост цен на сырье фальстартом: он заставит производителей вновь увеличить предложение, тогда цены на медь, алюминий, железную руду, золото снова упадут, а нефть в этом году так и будет колебаться в диапазоне $20–40 за баррель. Некоторые страны могут увеличить добычу, допускает и Фуллер, но это означает рубить сук, на котором сидишь. Он считает, что по крайней мере в краткосрочной перспективе цены на сырье достигли дна, а в дальнейшем многое будет зависеть от Китая. Во вторник плохая статистика (экспорт из Китая упал в феврале на 25,4%, а импорт – на 13,8% год к году) привела к остановке ралли на сырьевых и фондовых рынках.