Сектор услуг Китая переживает бум

Некоторые инвесторы считают это поводом для оптимизма на фоне падения темпов роста ВВП
В январе – сентябре продажи билетов в кинотеатры выросли в Китае более чем на 50% в годовом выражении, превысив $5 млрд
В январе – сентябре продажи билетов в кинотеатры выросли в Китае более чем на 50% в годовом выражении, превысив $5 млрд / Reuters

В понедельник Китай сообщил, что ВВП в III квартале вырос на 6,9%. Темпы роста оказались ниже 7% впервые с 2009 г., что стало еще одним признаком замедления второй по величине экономики мира. Но некоторые инвесторы считают беспокойство преувеличенным, указывая на то, что сектор услуг переживает бум.

Эти инвесторы делают ставку на попытки Пекина сделать экономическую модель страны более сбалансированной — меньше ориентированной на производство и торговлю и больше – на потребление и сферу услуг. В течение многих лет Китай был крупным экспортером благодаря низкой стоимости труда, а его спрос на сырье способствовал экономическому росту таких стран, как Россия и Бразилия. Но эти тренды подошли к своему завершению, из-за чего обвалились цены на сырье.

Хотя темпы экономического роста Китая и снижаются вместе с его спросом на медь, никель, цемент и другие материалы, некоторые трейдеры указывают на не столь популярные показатели, рисующие более оптимистичную картину. Например, согласно государственной статистике, за первые девять месяцев 2015 г. продажи билетов в кинотеатры выросли более чем на 50% в годовом выражении, примерно до 33 млрд юаней ($5,1 млрд). Хотя за этот же период грузовые железнодорожные перевозки сократились более чем на 11%, пассажиропоток увеличился примерно на 10%. Также занятость в несельскохозяйственном секторе выросла более чем на 15% в 2014 г.

Последние экономические данные подчеркивают, что китайская экономика становится все более двойственной. Если ВВП в целом в III квартале вырос на 6,9%, то сектор услуг развивался опережающими темпами (там рост составил 8,4%), при этом на его долю впервые приходится более половины роста ВВП, свидетельствует официальная статистика.

Данные о потреблении и сфере услуг появляются нечасто и нерегулярно, и многие аналитики скептично относятся к точности официальной статистики. Но широкий анализ последних данных, а также частные исследования позволяют предположить, что китайская экономика становится более сбалансированной, считает Николас Ларди, эксперт по Китаю и старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона. «Инвесторы были плохо предупреждены о переходе Китая на новую модель экономического роста», – говорит он. Если учитывать данные сектора услуг, «китайская экономика определенно не выглядит так, будто она находится на краю пропасти», отмечает Ларди.

Некоторые инвесторы уверены, что на самом деле доля сектора услуг в экономике может быть больше, поскольку госстатистика не учитывает малый бизнес – местные парикмахерские и ресторанчики, которые к тому же зачастую не облагаются налогами. «Сложно охватить все компании, связанные с потреблением и сферой услуг. Они постоянно возникают и растут», – отмечает Эндрю Мэтток, главный управляющий Matthews China Fund.

«Пусть в целом китайская экономика и замедляется, но в ней вполне можно найти успешные области», – говорит Ди Чжоу из Thornburg International Value Fund. Так, его фонд недавно приобрел акции China Mobile после публикации данных о том, что интернет-трафик на мобильных устройствах почти удвоился. Также фонду принадлежат акции оператора Шанхайского международного аэропорта, чей пассажиропоток стабильно растет, и местного производителя ликеров Kweichow Moutai (спрос на китайский традиционный алкогольный напиток байцзю растет быстрее, чем на пиво и вино).

В свою очередь Руджеро де Росси из Federated Investors недавно приобрел облигации китайского гиганта Alibaba, делая ставку на развитие интернет-торговли в стране. «Нынешнее восприятие рынком Китая может сильнее расходиться с реальными фактами, чем когда-либо за те пять лет, что мы изучаем его экономику», – говорит Леланд Миллер, руководитель компании China Beige Book, которая опрашивает более 2100 китайских фирм.

Но многие инвесторы все равно настроены скептически. Хотя сектор услуг и является теперь основным драйвером экономического роста, он по-прежнему относительно невелик, утверждает Дэвид Спика, глобальный инвестиционный стратег GuideStone Capital Management. Поэтому, считает он, переход на новую экономическую модель может занять больше времени, чем некоторые думают.

Тем не менее другие инвесторы считают, что из-за пессимизма в отношении Китая управляющие активами не заметили важных данных. Так, по итогам последнего квартала об увеличении прибыли отчитались на 20% больше компаний, чем о снижении, что соответствует исторической медиане, отмечает Жун Чжу из американской Leuthold Group. «Китайская экономика не демонстрирует выдающихся результатов, но и не рушится», - говорит она.

Перевел Алексей Невельский