Китай и развивающиеся страны могут втянуть мир в рецессию – Citi

Перестали работать все факторы, обеспечивавшие в них устойчивый экономический рост
Китайская экономика замедляется
Китайская экономика замедляется / Tomohiro Ohsumi / Bloomberg

Существенное замедление роста китайской экономики и отрицательное влияние этого и других факторов на другие развивающиеся страны, доля которых в мировой экономике за полтора последних десятилетия существенно выросла, может привести к тому, что она в ближайшие годы может быть втянута в рецессию. Об этом сказал на конференции Citi Media Summit, организованной в Лондоне Citigroup, главный экономист банка по развивающимся рынкам Дэвид Любин.

Развивающиеся страны стали важны для мировой экономики и популярны у инвесторов по двум основным причинам, пояснил Любин: с 1990-х гг. отмечался резкий рост мировой торговли, а с начала 2000-х гг. – быстрый рост китайской экономики, который также стимулировал существенный рост цен на сырьевые товары. Кроме того, важная роль Китая заключалась в формировании и развитии международных производственных цепочек, а это, в свою очередь, стимулировало увеличение торгового оборота.

Оба эти фактора теперь перестали работать, указывает Любин. В течение трех последних лет темпы роста мировой торговли были ниже темпов роста мировой экономики, а такого не было на жизни целого поколения. Китай же меняет модель экономического роста. После мирового кризиса 2008-2009 гг. Пекин стал заменять экспорт, который был главным драйвером экономического роста, стимулом для внутреннего рынка. Но к 2013 г. риски такой политики сильно выросли: значительно увеличился долг, эффективность внутренних инвестиций упала.

Вне зависимости от того, каковы реальные темпы роста китайской экономики (многие эксперты не доверяют официальным цифрам, которые говорят о росте ВВП на 7%), «в 2015 г. ситуация в ней значительно ухудшилась – это несомненно», сказал Любин. В частности, в начале года были введены жесткие требования к бюджетам местных правительств, в результате были заметно сокращены их расходы, которые ранее были одним из существенных факторов экономического роста.

На долю Китая в последние три года приходилось 35-40% мирового роста, поэтому он может втянуть мировую экономику в рецессию. Набор действий у китайских властей невелик, полагает Любин. Они могут (и уже делают это) снизить ставки и требования к банковским резервам, но это нельзя делать бесконечно. Возможности для бюджетного стимула невелики, потому что в условиях старения населения будут необходимы дополнительные средства для выплат пособий. Местные правительства тоже больше не могут наращивать расходы, потому что их долги и так уже велики.

Под рецессией в мировой экономике, которая слишком диверсифицирована, чтобы показать отрицательные темпы, обычно понимается рост существенно меньше, чем на 3% в год (ее потенциальные темпы роста составляют 3% и выше).

Прочим развивающимся странам теперь также нечем заменить сокращающийся экспорт: государственные и частные расходы на внутреннем рынке, два других фактора, определяющих рост ВВП, не растут, указывает Любин. Правительства в сложной ситуации в мировой экономике и на финансовых рынках не готовы смягчать бюджетную политику. А на рынке частных расходов был кредитный бум, который завершился. Поэтому рост ВВП в развивающихся странах в этом году будет ниже 4% - впервые с 2001 г., сказал Любин.

В этой ситуации есть лишь два выхода: один – структурные реформы, но их почти никто не проводит (среди крупных развивающихся стран исключения составляют разве что Индия и Мексика), другой – переоценка развивающихся рынков, поэтому и упали курсы их валют, пояснил Любин.

Риски того, что мировая экономика окажется в рецессии, быстро и сильно выросли, отмечает главный экономист Citi Уиллем Баутер в только что опубликованном отчете, рецессия теперь может быть наиболее вероятным сценарием (в Citi его оценивают в 40%) в ближайшие несколько лет. Реальные темпы роста мирового ВВП, рассчитанного по рыночным валютным курсам, будут постепенно снижаться с нынешних более 3% и достигнут 2% или даже меньше примерно в середине 2016 г. Дно, вероятно, будет достигнуто в 2017 г., и в конце этого или в начале 2018 г. рост начнет ускоряться. Из рецессии мировая экономика может выйти в 2018 или 2019 гг., полагают экономисты Citi.

Если рост в Китае сильно замедлится или даже перейдет в спад, то с учетом того, что Россия и Бразилия уже переживают рецессию, многие развивающиеся страны, и без того уже ослабленные, последуют за ними, полагает Баутер. Частично это объясняется снижением спроса Китая на их продукцию, а в случае с экспортерами сырья – и цен на ресурсы. Если же в развивающихся странах начнется рецессия, экономики развитых стран не смогут долго сопротивляться, чтобы не допустить сползания в рецессию мировой экономики. Правда, полагают в Citi, многие развитые страны сами смогут избежать спада и будут лишь расти более медленными темпами.

Причины проблем Китая и вероятной рецессии в этой стране хорошо известны из долгой истории бизнес-циклов в разных странах мира, говорится в отчете Citi: это формирование избыточных мощностей во все большем количестве секторов, чрезмерная долговая нагрузка в частном секторе и случаи иррациональной эйфории на рынках активов (в случае с Китаем – на рынках жилой недвижимости и акций), которая ведет к буму, надуванию пузырей и последующему краху. «Это классический рецепт для рецессии в капиталистических рыночных экономиках. И вряд ли в этот раз в Китае будет по-другому», - говорится в отчете. Возможности для предотвращения рецессии с помощью мер той или иной политики есть, полагают аналитики Citi, но считают, что они вряд ли будут реализованы вовремя.

Официальные темпы роста Китая могут составить в этом году 6,8%, а в следующие четыре года – 6,2-6,5%, полагают в Citi. Однако сами экономисты банка оценивают рост ВВП Китая в 4% или даже меньше.

Дальнейшее замедление роста экономики Китая может привести к тому, что темпы роста мировой экономики упадут ниже 2%, заявил в июле Ручир Шарма, директор по развивающимся рынкам Morgan Stanley Investment Management. Рецессия в мировой экономике без спада в США будет первым случаем за последние 50 лет.

Более 40% из 716 международных инвесторов, опрошенных банком Barclays, назвали слабый рост экономики Китая и других развивающихся стран главным риском для финансовых рынков в течение ближайшего года. В предыдущие три квартала таких было в районе 20%, указал банк в отчете, опубликованном в понедельник. Около 40% опрошенных считают, что именно в китайской экономике темпы роста с наибольшей вероятностью могут оказаться существенно ниже прогнозов в ближайший год. Наконец, подавляющее большинство не доверяет официальной статистике: 64% считают, что цифра роста ВВП на 7% завышена минимум на 2 процентных пункта, еще около 30% полагают, что на 1 п. п.

Сейчас Китай стал негативным фактором для развивающихся стран с точки зрения международной торговли, но в долгосрочной перспективе он может создать положительные условия для них с точки зрения финансирования, считает Любин. Нынешние власти Китая стараются создать в Азии удобную и выгодную для себя экономическую зону – за счет инвестиций и развития инфраструктуры в соседних странах. При этом у него есть финансовые ресурсы для этого и опыт. Китай становится своего рода заменителем внешнего финансирования для развивающихся стран, во многих из которых существует огромная нехватка инфраструктуры.