Развивающиеся страны просят ФРС США наконец-то повысить процентные ставки

Сами руководители американского центробанка до сих пор не определились, что усиливает неопределенность на рынках
Руководители ФРС, по всей видимости, по-прежнему готовы впервые с июня 2006 г. повысить ставки до конца этого года
Руководители ФРС, по всей видимости, по-прежнему готовы впервые с июня 2006 г. повысить ставки до конца этого года / AgnosticPreachersKid

За неделю до заседания по процентным ставкам руководители Федеральной резервной системы США не могут определиться с тем, стоит ли начинать процесс ужесточения денежной политики или нет. Между тем, руководителям центральных банков ряда развивающихся стран все уже ясно: они просят ФРС повысить ставки в сентябре, чтобы снять неопределенность, тяготеющую над мировыми рынками не один месяц.

Руководители ФРС, по всей видимости, по-прежнему готовы впервые с июня 2006 г. повысить ставки до конца этого года, отмечает The Wall Street Journal, однако их последние заявления свидетельствуют о разногласиях и неуверенности, из-за чего они могут не решиться на это на заседании 16-17 сентября. Впоследствии комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) соберется также в октябре и декабре.

Сторонники повышения ставок с уровня 0-0,25%, на котором они пребывают с конца 2008 г., указывают на быстрое улучшение ситуации на рынке труда. Количество открытых вакансий в стране составило в июле рекордные 5,8 млн, сообщило в среду министерство труда США; это свидетельствует об увеличении спроса на рабочую силу, что может стимулировать рост зарплат и в конечном итоге – ускорение инфляции, которая уже долгие годы остается значительно ниже цели ФРС в 2%. Кроме того, как было объявлено в пятницу, безработица в августе сократилась до 5,1% с 5,3% в июле. «Мы близки к полной занятости или даже достигли ее», – заявила в конце августа президент Федерального резервного банка Кливленда Лоретта Местер.

Другие члены FOMC указывают на все еще низкую инфляцию, укрепление доллара (которое вместе с падением цен на нефть сдерживает рост цен), замедление китайской экономики и недавнюю нестабильность на мировых фондовых рынках. «Это все важные события, которые мы должны учитывать, – заявил в пятницу в интервью Джон Уильямс, президент Федерального резервного банка Сан-Франциско. – Все данные [по экономике США], которые мы сейчас получаем, обнадеживают. Они соответствовали моим ожиданиям или даже превышали их. Однако [в последнее время] возникли весьма существенные сдерживающие факторы». По словам Уильямса, он будет готов голосовать за повышение процентных ставок позднее в этом году, если связанные с этими факторами риски снизятся.

Основания для повышения ставок в сентябре стали менее убедительными, сказал в конце августа председатель Федерального резервного банка Нью-Йорка Уильям Дадли.

О рисках «паники и потрясений» на развивающихся рынках в случае повышения ставок ФРС в сентябре, особенно с учетом явно проявившихся в последнее время проблем в экономике Китая, предупредил на прошлой неделе главный экономист Всемирного банка Каушик Басу. Оно может вызвать шок и, пусть не приведет к масштабному кризису, однако спровоцирует массовый отток капитала из развивающихся стран и резкие колебания их валютных курсов несмотря на все предупреждения ФРС, считает он. А неизбежное в результате укрепление доллара негативно скажется на росте экономики самих США.

«Ситуация в мировой экономике представляется настолько проблемной, что если США в разгар всего этого пойдут на быстрое изменение [процентных ставок], другие страны, на мой взгляд, сильно пострадают», – предупредил Басу. До этого аналогичную рекомендацию – не повышать ставки в сентябре – дал ФРС Международный валютный фонд. А бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс и Рэй Дэлио, управляющий крупнейшим хедж-фондом в мире Bridgewater, в конце августа даже рассуждали о том, что ФРС не только не должна повышать ставки в сентябре, но ей стоит задуматься о возможности начать новый раунд денежного стимулирования.

Однако в самих развивающихся странах, похоже, готовы мириться с такими рисками, лишь бы прекратилась неопределенность, которая не первый месяц тяготеет над их рынками. Это уже привело к массовому уходу инвесторов и значительному падению валютных курсов. Так, за месяц по начало июня инвесторы вывели с долговых рынков развивающихся стран $4,4 млрд, подсчитывал Институт международных финансов, что стало крупнейшим месячным оттоком почти за два года – с того момента, как в конце мая 2013 г. тогдашний председатель ФРС Бен Бернанке заявил о готовности начать сворачивать программу денежного стимулирования.

Летом к ожиданиям повышения ставок в США добавились опасения по поводу Китая, девальвация юаня и новый виток падения цен на сырьевые товары. В результате всех этих событий совокупный отток капитала из 19 крупнейших развивающихся стран за июль 2014 г. – июль 2015 г. составил $940 млрд, сообщала в августе NN Investment Partners (бывшая ING Investment Management). Это почти вдвое больше потерь ($480 млрд) за три самых тяжелых квартала в период финансового кризиса – с июля 2008 г. по март 2009 г.

«Мы думаем, что те, кто в США проводят денежную политику, пребывают в замешательстве относительно того, как им поступить. Эта неопределенность привела к нестабильности. Чем быстрее ФРС примет решение, а затем даст понять рынку, что в дальнейшем повысит ставки раз или два и остановится, тем быстрее нормализуется ситуация», – цитирует Financial Times Мирзу Адитясвару, старшего заместителя председателя ЦБ Индонезии.

Большинство развивающихся стран хотят, чтобы ФРС повысила ставки «как можно скорее», заявил председатель ЦБ Перу Хулио Веларде во время недавнего визита в Южную Корею: «Неопределенность относительно времени повышения ставок ФРС наносит больший ущерб, чем само повышение».

Оно покажет, что экономика США в хорошей форме, и станет «для нас очень хорошей новостью», сказал Reuters председатель ЦБ Мексики Агустин Карстенс в августе на конференции руководителей мировых центробанков в Джексон-Хоул. А управляющий ЦБ Индии Рагурам Раджан на той же конференции заявил WSJ: «Лучше, чтобы ФРС повысила ставки раньше, а затем, предупреждая, медленно поднимала их, чем если ей придется более активно ужесточать денежную политику впоследствии».

«Если откладываешь то, что планировал, может создаться впечатление, что ты руководствуешься не тем, во что благодаря твоим усилиям поверили рынки», – сказал тогда же Джейкоб Френкель, председатель совета директоров JPMorgan Chase International и бывший председатель Банка Израиля. По его мнению, задержка лишь усугубит драматическую ситуацию на рынках.

Представитель Банка России не смог прокомментировать отношение регулятора к возможному решению ФРС, сославшись на «неделю тишины» перед заседанием совета директоров ЦБ по ставкам.

По данным Chicago Mercantile Exchange, рынок процентных фьючерсов оценивает вероятность того, что через неделю ставки не будут изменены, в 74%, а вероятность повышения до конца года – более чем в 60%. Однако члены FOMC будут выбирать не из двух возможностей – повышать или не повышать, указывает WSJ: экономисты ФРС всегда готовят своим руководителям минимум три варианта, и средний может предполагать более четкое заявление о намерении повысить ставки до конца года, если в ФРС решат, что недавняя нестабильность на рынках не отражает серьезного ухудшения ситуации в мировой экономике.