Нефинансовая отчетность остается без закона
Законопроект о публикации ESG-отчетности разрабатывается пятый годЗаконопроект о публикации нефинансовой отчетности российскими компаниями разрабатывается уже пятый год, но пока процесс далек от завершения. Против принятия такого закона выступает большой бизнес
Единый государственный стандарт ESG-отчетности с 2018 г. создает Минэкономразвития. Как ранее заявляли представители министерства, субъектами законодательной инициативы являются госкомпании, госкорпорации, публичные правовые компании, организации с выручкой или суммой активов баланса от 10 млрд руб. и иные хозяйствующие общества, допущенные к организованным торгам.
В подготовленном МЭР законопроекте «О публичной нефинансовой отчетности» говорится, что отчет о деятельности в области устойчивого развития – это «документ, ориентированный на широкий круг заинтересованных сторон, содержащий сведения и показатели, которые комплексно отражают подходы и результаты деятельности организации по вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая экономические, экологические, социальные аспекты и системы управления».
Процесс формирования законопроекта явно буксует. «На данный момент ведется активная доработка законопроекта всеми заинтересованными органами власти», – сообщил представитель Минэка.
Источник в правительстве сообщил «Ведомости. Экологии»: «Крупные ресурсные компании не желают раскрывать свою нефинансовую отчетность, и вообще практически все крупнейшие компании выступают против этого законопроекта».
Банк России вступил в игру
ЦБ РФ в прошлом году выпустил 11 документов, которые содержат рекомендации в сфере ESG и направлены на регулирование деятельности участников разных рынков. Там же есть рекомендации ЦБ о раскрытии отчетности и о том, как ее надо вести.
Например, «Обществу рекомендуется раскрывать существенную информацию об основных рисках и возможностях, связанных с окружающей средой, социальной сферой и экономикой вне зависимости от того, проистекают ли такие риски и возможности от решений и действий самого общества или от внешних факторов». Раскрытие нефинансовой информации может включать существенную информацию о рисках и возможностях, связанных с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в рамках цепочек поставок, в которые вовлечено общество, говорится в документе.
По словам руководителя экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», консультанта по устойчивому развитию и ESG-трансформации компаний Светланы Бик, рекомендации ЦБ – это переходный вариант к федеральному закону по ESG-отчетности и они обобщают лучшие зарубежные стандарты.
«Фактически ЦБ облегчил задачу и тем компаниям, которые уже раскрывают ESG-отчетность, и тем, которые намерены ее раскрывать. Я расцениваю появление этих рекомендаций как начало российской стандартизации нефинансовой отчетности. С появлением закона процесс будет синхронизированным, а результаты полнее, чем сейчас», – говорит эксперт.
Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Денис Спирин отмечает, что публичные акционерные общества с акциями в котировальных списках в подавляющем большинстве нефинансовую отчетность уже раскрывают.
«В прошлом году это делали примерно 85% компаний с акциями в первом и втором котировальных списках Московской биржи», – констатирует Спирин.
По его мнению, законопроект «О публичной нефинансовой отчетности» нуждается в доработке, поскольку в его нынешней версии он позволяет компаниям не раскрывать отчетность вообще. «Например, в случае если организация не составляет нефинансовую отчетность или не раскрывает в составе нефинансовой публичной отчетности ключевые показатели, ей достаточно мотивированно объяснить на своем официальном сайте, каковы были обстоятельства, из-за которых такая отчетность не раскрывается», – говорит Спирин.
Обошлись без ESG
В прошлом году 50% крупных российских компаний публиковали нефинансовую отчетность. Это следует из первого «ESG-рэнкинга российских компаний», подготовленного в конце прошлого года рейтинговым агентством «Эксперт РА». Им были проанализированы 134 отчета об устойчивом развитии крупнейших российских АО из 21 сегмента рынка.
Исследователи оценивали компании по степени раскрытия воздействия на окружающую среду, по уровню корпоративного управления, воздействия на общество. В докладе отмечается, что лучше всего в отчетах раскрываются механизмы корпоративного управления, а хуже всего – подлинные данные об экологическом следе. Авторы доклада отметили общую неактивность компаний в создании нефинансовой отчетности.
«Пионерами информационной открытости в России в части ESG-тематики стали те компании, которые имели финансовые инструменты, обращающиеся за рубежом, поскольку они должны были отвечать на запросы иностранных инвесторов», – заявил «Ведомости. Экологии» старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
Чего боятся компании
Более полное раскрытие нефинансовой отчетности может нести в себе риски для самих компаний. Ведь государство может получить доступ к данным, которые ранее нигде не публиковались. Об этом в конце ноября прошлого года заявляла управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Елена Феоктистова. «Раскрытие ESG-информации привлечет к компаниям повышенное внимание со стороны государственных органов», – сказала она. Затем, впрочем, эксперт пояснила, что не имела в виду риск повышения уровня контроля и надзора со стороны государства.
Вероятно, следствием принятия доработанного закона станет необходимость раскрывать потенциально имеющиеся у компании риски, связанные с ESG-факторами, как это пока только рекомендует ЦБ. «Предположим, где-нибудь в регионе у промышленного предприятия есть старый неработающий шламонакопитель, который негативно влияет на грунтовые воды. Предприятие про него знает, проверяющие органы тоже, он включен в план рекультивации через несколько лет. Такой объект может годами не привлекать внимания общественности – например, если в регионе нет активных экологических организаций», – рассуждает руководитель департамента социальных вопросов Crescent Petroleum Олег Базалеев.
Но если предприятие обяжут раскрывать все существенные ESG-риски, куда должен будет относиться и этот потенциально опасный объект, ситуация изменится. «Компания должна написать о наличии такого шламонакопителя в отчете. Он попадет на глаза экспертам, журналистам, НКО, и невидимый ранее объект может стать предметом общественного обсуждения и резонанса», – прогнозирует Базалеев.
Чиновники подтверждают, что раскрытие ESG-информации поможет государству узнавать о нарушении экологического законодательства значительно больше, чем сейчас. «Мы знаем о вреде, наносимом окружающей среде предприятиями, однако мы как профильный орган государственной власти не обладаем всей информацией ввиду того, что далеко не все компании готовы ею делиться», – говорит советник главы Росприроднадзора Светланы Радионовой Амирхан Амирханов.
Возможно, обязательное раскрытие ESG-информации обяжет их к этому, считает чиновник. По его мнению, предприятия должны нести ответственность, вкладываться в модернизацию мощностей, которые приносят им прибыль.