Минприроды сольет реки в один документ

Им станет федеральный проект «Оздоровление водных объектов»
Евгений Разумный / Ведомости

Минприроды собирается объединить после 2024 года всех проекты по сохранению и реабилитации крупных водоемов в одну госпрограмму с новыми источниками финансирования. Таким образом государство планирует управлять водными ресурсами эффективнее, повысить уровень и улучшить состояние крупных рек, таких, как Дон и Волга, малые российские реки сберечь от исчезновения.

По словам представителя Минприроды Марины Евсеевой, суть будущих инициатив в том, что все существующие сейчас отдельные программы и дорожные карты по Волге, Иртышу, Дону и некоторым другим рекам и озерам будут объединены в один федеральный документ.

Предлагается переструктурировать национальный проект «Экология», объединив все водные программы и создать федеральный проект «Оздоровление водных объектов», установив срок его реализации до 2030 года. В рамках нового проекта возможно предусмотреть поэтапное оздоровление бассейнов крупных рек, где проживает более 80% населения страны.

Многие регионы тоже хотят себе подобные программы, но отдельными проектами их не берут. При этом все существующие дорожные карты и программы, по сути, однотипны: уборка, мелиорация, дноуглубление. «Поэтому и родилась идея, что, наверное, логично сделать что-то единое, что может распространиться на всю страну, то есть и тот же Дон может участвовать, и река Лена. То есть не создавать под каждую речку и озерцо отдельные дорожные карты, потому что фактически они все однотипные. До 2024 года все останется так, как есть», — рассказала Марина Евсеева.

Согласно федеральной Водной стратегии до 2020 года, в России находится 10% возобновляемых водных ресурсов мирового речного стока и по этому показателю страна занимает второе место после Бразилии. По данным Росводресурсов, Россия омывается 12 морями, на ее территории протекает 2,5 млн рек, находится 2,7 млн озер. Водные объекты расположены на территории России неравномерно: 15% от общего числа находятся в европейской части страны, остальные за Уралом.

Почти все российские водные ресурсы имеют проблемы. Основными из них являются маловодье, загрязненность, отсутствие современной системы мониторинга состояния реки. «Большая проблема – это пересыхание малых рек, питающих средние реки, которые, в свою очередь, впадают в большие», — рассказывает эксперт правительства Воронежской области, глава местного отделения Российской экологической академии Виктор Ступин.

К малым, относят реки, располагающиеся в одной географической зоне, имеющие длину не более 100 км и площадь бассейна в пределах 1–2 тыс. кв. км, они наиболее уязвимы к внешним воздействиям. «За последние 50 лет с карты Воронежской области исчез 31 водоток длиной от 10 до 27 км. Из-за этого в том числе произошло падение уровня воды в реке Воронеж, в притоке Дона, в котором уровень воды за последние годы упал на 1,5 метра. Причина – забор воды на промышленные, сельскохозяйственные нужды и ЖКХ, а также добыча песка или гравия в пойме, строительство жилых домов»,— добавил эксперт.

Как сообщили в Институте водных проблем РАН, валовой возобновляемый запас воды в России составляет 10%, при этом вода в России расходуется в больших количествах и нецелесообразно, из-за чего лет через 15 страна испытает водный дефицит. Ежегодный объем забора воды из российских природных водных объектов составляет 80 куб. км, из них в экономике ежегодно используется около 62,5 куб. км воды. Почти вся вода, используемая в промышленности (около 90%), идет на нужды тепловой и атомной энергетики (примерно 40%), сельского хозяйства (24%), ЖКХ (18%) и добывающей и обрабатывающей промышленности (12%). Ресурсный потенциал подземных вод на территории Российской Федерации составляет почти 400 куб. км в год. Общее количество запасов подземных вод, пригодных для использования (питьевого и хозяйственно-бытового, производственно-технического водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ), составляет около 34 куб. км в год.

«Контроль за расходом воды в России слабый, диффузное и точечное загрязнения внутренний вод слабо управляются из-за устаревших стандартов и норм. Если в будущем экономика страны потребует увеличения объема водных ресурсов для нужд населения, промышленного и сельскохозяйственного сектора, но при этом сохранится прежняя система управления, то лет через 15 мы можем столкнуться с острой нехваткой воды в России», — говорит научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.

Спасать российские реки пытаются на федеральном и региональном уровне. В каждом российском регионе существует свой перечень документов по уходу за водным комплексом и водными ресурсами. На федеральном уровне в рамках нацпроекта «Экология», рассчитанного до 25 декабря 2024 года, третий год реализуют федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов», в ходе которого расчищают участки русел рек, очищают от мусора берега и прибрежные акватории Байкала, Телецкого, Ладожского и Онежского озер, Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры.

Эксперты говорят, что средства нацпроекта «Экология» можно было бы использовать эффективнее. Некоторые проекты до сих пор не получили проектно-сметной документации и не профинансированы, другие просто не могут быть реализованы, поскольку их не поддержал федеральный центр.

Например, в ФИЦ информационных и вычислительных технологий в Кемерово пару лет назад пытались получить финансирование под создание проекта цифрового двойника рек по Обь-Иртышскому бассейну. Ученые предлагали разработать систему цифрового мониторинга, в которую в режиме реально времени поступали бы данные по гидрохимии, гидрологии, биологическому составу донных отложений и прочим параметрам, которые отслеживали бы специальные датчики, они указали, какое оборудование и где должно быть установлено.

«Обь и Иртыш очень страдают от сбросов химпредприятий, но никто не знает точно насколько. А вот если бы тот наш проект согласовали и в 2019 профинансировали бы, то мы могли бы только на пилотных проектах поставить 50 станций в регионах. Но несмотря ни на что в Минприроды и Росгидромете нас не поддержали. Жаль, потому что наш проект мог бы показать каково настоящее состояние Оби, о котором мало что известно, как и о состоянии других рек, поскольку нынешний мониторинг назвать качественным нельзя», — говорит один из авторов проекта, бывший главный научный сотрудник ФИЦ Юрий Манаков.

В ходе реализации водной части нацпроекта «Экология», у ряда регионов возникли общие проблемы получения федеральных средств. Одна из них —отсутствие проектно-сметной документации, необходимой для вступления в федеральную программу.

«Часто федеральные деньги не приходят именно из-за того, что регионы не успевают ее подготовить или получить положительное заключение госэкспертизы. В проектном офисе нацпроекта экология нередко бывает такая ситуация: приходит проект от региона, он добротный и может быть реализован, но не имеет нормативов и подзаконных актов, в этом случае его отклоняют», — говорит замминистра природных ресурсов Ростовской области Наталья Ковтун.

Документов, разработанных для реабилитации российских водоемов в рамках нацпроекта и на региональных уровнях, немало, и точную их цифру выяснить не удалось. С этого лета их стало еще больше. Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил план по восстановлению и оздоровлению бассейна реки Дон. Рассчитанная до 2030 года программа, включающая в себя строительство гидроузлов, реконструкцию магистральных каналов, строительство очистных сооружений и многое другое обойдется федеральному и региональным бюджетам в 100 млрд руб. Как именно будет реализовываться программа, пока непонятно.

По другим рекам, входящим в программу «Сохранение уникальных водных объектов», тоже разрабатываются документы. На прошлой неделе в ходе совещания в департаменте госполитики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды обсуждали разработку плана мероприятий (дорожных карт) для рек Урал и Иртыш. «Обе реки протекают на территории России и Казахстана, обе маловодные, умеренно загрязненные, и нам предстоит договориться с соседним государством о совместных реабилитационных мероприятиях и о водопользовании в будущем», — заявил источник в Минприроды.

Успеют ли завершить разработку документов по одним рекам и какие мероприятия удастся реализовать по другим, станет ясно не раньше, чем через три года. Одно ясно, комплексные водоохранные мероприятия в рамках нацпроекта «Экология» будут продолжены, однако пока не совсем понятно, в каком виде.

В Минприроды РФ и его подведомственных организациях заявляют, что планируют и дальше работать для достижения показателя национальной цели «Экологическое оздоровление водных объектов», поскольку министерство считает целесообразным предусмотреть комплексный подход по экологическому оздоровлению крупных водных объектов.

«Сейчас строительство очистных сооружений реализуется только на территории 20 субъектов Российской Федерации. При этом одна из основных причин неудовлетворительного экологического состояния водных объектов (в том числе рек Дон, Урал и Иртыш) — загрязнение их сточными водами. В целом по стране более 70% действующих очистных сооружений построены 30–50 лет назад и 80% из них требует полной модернизации», — говорит пресс-секретарь Росводресурсов Виорика Заяц.

В регионах с воодушевлением восприняли будущую реструктуризацию. «После этой реструктуризации мы рассчитываем на повышение ассигнований со стороны федерального центра. На все природоохранные водные мероприятия нам недостает средств. Субсидии в виде 30 млн рублей, которые мы получили от Росводресурсов нам недостаточно, проблем с водными объектами у нас много, их надо решать», — заявил министр природных ресурсов и экологии Кузбасса Сергей Высоцкий.

В южных регионах тоже надеются, что будущая реструктуризация приведет к улучшению процесса управления водными ресурсами. В Ростове-на-Дону считают, что укрепление роли федерального центра в развитии водохозяйственного комплекса поможет решить ряд проблем реки Дон. «Нужно перераспределять стоки речных вод, например, из Волги в Дон. Возможно, для этого нужно будет вернуться к проекту строительства Волга-Дон 2. Такие проекты делаются только при поддержке федерального центра и им нужны серьезные обоснования. Возможно, после реформы, предполагающей объединение, мы сможем рассмотреть эти вопросы», — говорит Наталья Ковтун.