Авиакомпании за март получат из бюджета почти 20 млрд рублей за топливо

Фактически государство вернет перевозчикам 84% от стоимости авиатоплива
Скорость получения субсидии по демпферу в основном зависит от самих авиакомпаний / Юрий Смитюк / ТАСС

Экспортная цена за тонну авиакеросина в марте 2022 г. составила 142 707 руб., следует из опубликованных 11 апреля данных ФАС. Это почти в два раза выше, чем в феврале. Цена авиатоплива на экспорт рассчитывается из курса доллара, а он активно рос с конца февраля на фоне начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине. 

Исходя из этого российские авиакомпании должны рассчитывать на получение из бюджета за март значительной компенсации на покупку дорогого авиатоплива. Выплаты идут в рамках демпферного механизма, запущенного с августа 2019 г. Он активируется, когда экспортная цена топлива превышает условный средний уровень внутренних цен на керосин в России. В этом случае бюджет компенсирует 65% с разницы в цене.

На 2022 г. внутренняя цена установлена на уровне 55 900 руб. за 1 т. По демпферному механизму в марте российские эксплуатанты должны получить компенсацию на каждую тонну авиакеросина в размере 56 425 руб. 

По данным Росавиации на основе фактических цен на топливо в аэропортах страны, средняя стоимость авиакеросина в январе составляла 63 336 руб., в феврале – 65 542 руб., в марте – 67 173 руб. за тонну. Из этого следует, что в среднем бюджет должен оплатить авиакомпаниям через демпфер почти 84% стоимости керосина. Биржевая стоимость тонны авиатоплива, по данным СПбМТСБ, в марте составляла 64 240 руб. В аэропортах Севера и Дальнего Востока стоимость керосина традиционно выше, в среднем на 20–25%, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Но компенсации по демпферу авиакомпании получат не сразу по итогам месяца, считает источник «Ведомостей» в одной из чартерных авиакомпаний. По его словам, правительство до сих пор не выплатило субсидии за рост цен на керосин за рубежом в 2021 г. Скорость получения субсидии по демпферу в основном зависит от авиакомпаний, отмечает старший консультант «Петромаркета» Константин Квон. Он напоминает, что налоговая декларация подается не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. Заявление о возмещении по демпферу перевозчик может подать не позднее чем через пять дней после подачи декларации в налоговую. Субсидия предоставляется в течение 11 дней после получения заявления. 

По предварительным данным «Петромаркета», российские эксплуатанты в марте 2022 г. заправили 350 000 т керосина в российских аэропортах. Это означает, что сумма компенсаций по демпферу составит 19,7 млрд руб., рассчитал Квон. По его словам, топливо для российских эксплуатантов в марте могло в ряде случаев быть даже дешевле, чем в январе – феврале. Топливозаправочные компании могли не полностью перенести рост цен на экспортных рынках в цену керосина [при заправке] в российских аэропортах, пояснил он «Ведомостям». Представитель Минэнерго говорит, что в марте керосин поступал на внутренний рынок стабильно, отгружено 621 000 т.

Покупка топлива и аренда самолетов – основные операционные затраты коммерческих авиакомпаний. По данным из презентации группы «Аэрофлот» (туда также входят авиакомпания «Россия» и лоукостер «Победа») к отчету по МСФО за 2021 г., на керосин за год было потрачено почти 130 млрд руб., или 26% от общих затрат. Расходы на лизинг и обслуживание флота из 356 самолетов составили 93,2 млрд руб. (19%). 

Лизинг воздушных судов (ВС) стал одним из инструментов санкционного воздействия на Россию из-за СВО. В частности, ЕС предписал своим лизингодателям расторгнуть действующие договоры аренды самолетов с российскими авиакомпаниями без возможности заключения новых контрактов. Санкциями также было запрещено продавать ВС и запчасти к ним российским перевозчикам, проводить ремонт и оказывать этим компаниям любые страховые услуги. Лизингодатели должны были завершить сотрудничество с российскими эксплуатантами и вернуть самолеты до 28 марта. На текущей деятельности эксплуатантов прохождение этой даты слабо отразилось, значительное число ВС осталось в России («Ведомости» писали об этом 28 марта). 

По словам министра транспорта Виталия Савельева, на 23 марта от собственников поступили запросы на возврат более 500 иностранных самолетов остаточной стоимостью $20 млрд. Всего, по оценке министерства, в коммерческих авиаперевозках задействовано 1367 ВС. Из них около 800 самолетов уже получили российскую регистрацию, 78 судов было арестовано за рубежом при выполнении международных рейсов. 

Но из-за возникших сложностей во взаиморасчетах за аренду самолетов были раскрыты аккредитивы, выпущенные российскими банками против зарубежных контрагентов в качестве гарантий лизинговых платежей за самолеты. По оценке Савельева, речь идет примерно о 200 млрд руб. Средства по аккредитивам закладывались из расчета двухмесячных платежей за технику, говорит Сахнова. Поскольку санкции начали действовать в самом конце февраля, скорее всего, эта сумма покрывает лизинговые платежи в марте и апреле, полагает аналитик. 

В части лизинга каждая компания договаривалась по-своему, говорит источник в чартерной авиакомпании. По его словам, некоторые зарубежные лизингодатели открыли рублевые счета в российских банках. Экс-гендиректор «Победы» Андрей Калмыков в интервью «Коммерсанту» в марте и вовсе говорил об отсутствии необходимости у отечественных эксплуатантов выплачивать лизинговые платежи. Его слова подтверждает источник в одной из авиакомпаний топ-10.

Потенциал для экономии действительно есть, говорит директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Помимо выплат по демпферу и сокращения лизинговых обязательств у авиакомпаний снизились и страховые платежи, поскольку лимит ответственности за полеты в Европу и США (Штаты и ЕС в рамках санкций закрыли небо для российских самолетов. – «Ведомости») значительно ниже, чем по России, отмечает он. Но дефицит и дороговизна запчастей, а также рост перевозок во II квартале 2022 г. вскоре нивелируют достигнутый на бумаге положительный финансовый эффект, сказал Пантелеев «Ведомостям».

Главный редактор Frequentflyers.ru Илья Шатилин считает, что на стоимости авиабилетов отразятся скорее анонсированные субсидии на высокий сезон (государство предоставит авиакомпаниям 100 млрд руб. – «Ведомости»), все остальные факторы нивелируются инфляцией, ростом стоимости техобслуживания и падением выручки из-за сокращения рынка. Так что билеты будут только дорожать, как только субсидии закончатся, отметил он.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие авиакомпании страны и в Минтранс.