Российские авиакомпании проигнорировали санкции и удержали иностранные самолеты

Теперь лизингодатели могут начать охоту за имуществом авиаперевозчиков
Источник, близкий к Росавиации, также подтверждает, что истечение срока для расторжения договоров с эксплуатантами «никак не отразилось на перевозчиках»
Источник, близкий к Росавиации, также подтверждает, что истечение срока для расторжения договоров с эксплуатантами «никак не отразилось на перевозчиках» / Андрей Гордеев / Ведомости

Срок, когда европейские лизингодатели должны были расторгнуть договоры аренды самолетов с российскими авиакомпаниями, а те, в свою очередь, вернуть воздушные суда (ВС) их владельцам, истек 28 марта. Эта дата была установлена в очередном пакете санкционных мер, утвержденных советом Евросоюза (ЕС) в конце февраля 2022 г. Как ее прохождение отразилось на текущей деятельности перевозчиков, рассказали «Ведомостям» собеседники в авиакомпаниях.

Санкции были введены ЕС из-за специальной военной операции России на Украине, начавшейся 24 февраля. Помимо расторжения действующих и невозможности заключения новых договоров лизинга самолетов санкциями было запрещено продавать ВС и запчасти к ним российским перевозчикам, а также проводить ремонт и оказывать любые страховые услуги.

В итоге авиатранспорт уже стал одной из наиболее пострадавших отраслей российской экономики (в том числе и из-за закрытия неба вводившими санкции странами для российских перевозчиков). По словам источников «Ведомостей» в авиакомпаниях и ведомствах, в последних числах марта президент Владимир Путин проведет совещание по мерам поддержки авиаотрасли.

Источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний из топ-10 говорит, что пока на текущие операции наступление срока возврата не повлияло. «Лизингодатели направили письма о расторжении договоров аренды, но не приедут же они сами забирать самолеты в Россию», – рассуждает он. Формально лизингодатели, которым российские эксплуатанты не вернули ВС, с 29 марта сами станут нарушителями санкций, отмечает собеседник.

Зарубежный лизингодатель не будет считаться нарушителем, поскольку он в одностороннем порядке расторг договор и направил требование вернуть самолет, не соглашается топ-менеджер чартерной авиакомпании. Он добавляет, что компания уже получила уведомление о расторжении договора и требование вернуть суда.

«Самолеты не отдали. Есть те, кто готов отдать самолеты, но не могут, так как возврат осуществляется только с разрешения межправкомиссии по импортозамещению. Сейчас для эксплуатантов истечение данного срока ничего не меняет», – сказал собеседник. 

Он предполагает, что теперь лизингодатели будут обращаться к страховым компаниям за возмещением убытков, но «у страховщиков вряд ли хватит денег, чтобы их покрыть». «По идее они должны выплатить страховые суммы, а после этого предъявить регрессные требования к российским эксплуатантам и российскому государству», – рассуждает собеседник. 

До 90% парка ВС у нас находится в лизинге у структур российских банков, заявил источник «Ведомостей» в крупной российской авиакомпании. Но зачастую самолеты сдавались в аренду не напрямую этим лизингодателем, а его «дочкой», зарегистрированной за рубежом. «Теперь иностранный менеджмент «дочки» шлет письма в авиакомпанию с требованием вернуть самолеты, даже несмотря на то, что перевозчик договорился об основных условиях эксплуатации самолетов с головной структурой в России», – жалуется собеседник «Ведомостей». 

Источник, близкий к Росавиации, также подтверждает, что истечение срока для расторжения договоров с эксплуатантами «никак не отразилось на перевозчиках». Авиакомпании ведут плановую работу по переводу судов в российский реестр, отметил он в беседе с «Ведомостями». 

Почти 800 из 1367 самолетов в коммерческих перевозках получили российскую регистрацию, говорил министр транспорта России Виталий Савельев 23 марта на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. 78 самолетов отечественных эксплуатантов, по словам Савельева, были безвозвратно «потеряны»: их арестовали за рубежом при выполнении международных рейсов. По данным Савельева, сейчас российские авиакомпании продолжают летать за рубеж на 193 самолетах. Это 148 Sukhoi Superjet 100, один Ту-204, а также 44 Boeing и Airbus, которые находятся в собственности перевозчиков. 

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что лизингодатели в качестве фактических собственников воздушных судов могут в судебном порядке обязать эксплуатантов вернуть эти самолеты или потребовать возмещения стоимости удерживаемых бортов. «Если суды с их требованиями согласятся, что вполне возможно, а эксплуатанты будут уклоняться от судебных решений, то лизинговые компании могут начать предпринимать меры, направленные на понуждение авиакомпаний к исполнению их требований путем ареста принадлежащих авиакомпаниям активов по всему миру», – говорит Иккерт. 

Об этом говорит и директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, наступление дня икс само по себе не является для авиакомпаний критичным. Но теперь, когда они не вернули большую часть самолетов, у зарубежных лизингодателей появилась необходимость использовать другие механизмы, вплоть до ареста имущества эксплуатантов в обеспечение требований по возврату самолетов. «Эти риски и перевозчики, и российские авиавласти стараются минимизировать. Поэтому вероятность того, что за пределы страны вылетит самолет авиакомпании, которая не вернула суда, уменьшилась. Но будет ли это распространяться на другие активы эксплуатантов – неизвестно», – отмечает эксперт. 

Red Wings планирует вернуть все восемь Airbus из своего парка, чтобы защитить от рисков ареста свои SSJ-100, писал «Коммерсантъ» 22 марта. Вывод из эксплуатации и возврат лизингодателям этих самолетов планировался в 2022–2023 гг., парировал представитель авиакомпании. Решение по этим судам будет приниматься правительством в соответствии с нормативными документами, органы управления Red Wings решений о дальнейшей судьбе этих лайнеров не принимали, говорил он «Ведомостям». 

Возможно, что обеспечительные меры в виде ареста могут распространяться и на офисы российских авиакомпаний за рубежом. Пантелеев напомнил о решении «Норникеля» продать авиакомпанию NordStar менеджменту («Ведомости» писали об этом 25 марта). По его словам, это понятный сценарий, поскольку в обеспечение требований о возврате судов могли пострадать активы материнской компании. 

Представители Росавиации, «Аэрофлота» и других крупных перевозчиков на вопросы «Ведомостей» не ответили.