Авиакомпании России прекращают полеты за границу после арестов самолетов

Для защиты от этого Росавиация рекомендует перевести все борта в реестр РФ
Росавиация 1 марта продлила ограничение на полеты в 11 южных городов, включая Ростов-на-Дону, Краснодар и Симферополь, до 8 марта
Росавиация 1 марта продлила ограничение на полеты в 11 южных городов, включая Ростов-на-Дону, Краснодар и Симферополь, до 8 марта / Андрей Гордеев  / Ведомости

Росавиация рекомендовала отечественным авиакомпаниям перерегистрировать свои самолеты в российском реестре, следует из разошедшейся по отечественным Telegram-каналам копии телеграммы ведомства. В Росавиации эту информацию не прокомментировали. Но наличие рекомендации подтвердил источник «Ведомостей» в одном из межрегиональных территориальных управлений (МТУ) Росавиации.

Собеседник поясняет, что по итогам совещания 4 марта все МТУ получили указание рекомендовать авиакомпаниям подать заявки в центральный аппарат Росавиации на перерегистрацию эксплуатируемых самолетов иностранной регистрации, включая лизинговые, в российский реестр. После присвоения регистрационного номера РФ эксплуатанту (перевозчику) нужно незамедлительно подать заявку на получение сертификата летной годности (СЛГ; разрешает эксплуатацию воздушного судна. – «Ведомости») в МТУ Росавиации, следует из телеграммы. 

По словам источника, этот шаг позволит авиакомпаниям получить СЛГ и, как следствие, летать без ограничений по всему миру, потому что отозвать сертификат могут только авиационные власти той страны, которые его выдали. Сейчас большинство самолетов наших авиакомпаний вписаны в зарубежные реестры (например, в реестр Бермудских островов). 

Необходимость перерегистрации самолетов в России возникла после того, как отечественные авиакомпании столкнулись с риском ареста своих самолетов за рубежом. Так, S7 Airlines сообщила 4 марта, что с 5 марта отменяет все рейсы по международным направлениям. До этого ее Boeing 737-800 вылетел из Иркутска днем 4 марта в Бангкок, но, не долетев до границы с Монголией, развернулся и через некоторое время совершил посадку в аэропорту вылета. Данные полета зафиксировал Flightradar24. Днем ранее Airbus A320 S7 был арестован в Ереване, писали армянские СМИ. Представитель S7 не стал комментировать эти инциденты.

Кроме этого в конце февраля Boeing 737 лоукостера «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») был арестован в аэропорту Стамбула, а Boeing 777-300ER, принадлежащий Nordwind Airlines, не вернулся из Мехико из-за аннулирования страховки, писал «Интерфакс». 3 марта у «Аэрофлота» возникли проблемы с самолетом Boeing 777, который прилетел из Москвы в Бангкок, а в Дубае арестован Airbus A319 «Уральских авиалиний», сообщали несколько Telegram-каналов.

Возврат находящихся за рубежом туристов будет осуществляться на рейсах партнеров группы, поясняет S7. Оформить полный возврат стоимости билета пассажир авиакомпании может после получения сообщения об отмене рейса. Представитель «Аэрофлота» заявил «Ведомостям», что проблем с самолетом в Бангкоке нет, он отправится обратно в Москву с российскими туристами на борту, как и планировалось. Полной приостановки полетов за рубеж пока не планируется, добавил он. Источник в авиакомпании «Победа» говорит, что перевозчик тоже пока не планирует отказываться от международных полетов. Сейчас летает 39 из 44 самолетов компании, пояснил он, отказавшись от дальнейших комментариев. По словам представителя «Уральских авиалиний», одно судно находится «на проверке» в Дубае, а сама компания решила отменить летную программу в Турцию и Таиланд до мая 2022 г. 

На сайте авиакомпании в числе отмененных на различный период числятся также рейсы в Армению и ОАЭ. Связаться с авиакомпаниями «Россия» и «Ютэйр» не удалось.

Если сейчас полететь за границу на иностранном самолете, обратно он не вернется, заявил «Ведомостям» источник в авиакомпании, входящей в десятку лидеров российского рынка. Он добавил, ч ждународным направлениям всегда выполняли группа «Аэрофлот» и S7.

По данным агентства Cirium, подавляющее количество (822 из 981) самолетов в коммерческих авиаперевозках в России находится в лизинге. Из них 54%, или 531 воздушное судно, находятся в собственности или под управлением зарубежных компаний. Второй пакет санкций ЕС против России, о котором глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила 25 февраля, предполагает полный запрет поставок и лизинга самолетов, вертолетов и другой авиатехники в РФ, а также их страхования и техобслуживания. По данным «Коммерсанта», полный запрет распространяется не только на новые, но и на текущие контракты с переходным периодом до 28 марта, что означает уход из России или невозможность полноценной эксплуатации всех самолетов Airbus. Boeing заявил о временной приостановке обслуживания своих самолетов в РФ 2 марта.

Зарубежный лизингодатель не может изъять самолет, сданный в аренду российскому эксплуатанту, на территории РФ, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Для того чтобы это сделать, местные авиационные власти должны запретить вылет самолета, например, под видом отсутствия страховки (так случилось с бортом Nordwind в Мексике) или аннулирования сертификата летной годности, объясняет она. В России такие решения принимает Росавиация. А она, как следует из телеграммы заместителя руководителя агентства Олега Сторчевого, попросила авиакомпании не останавливать полеты на судах, сертификат которых аннулирован, без подтверждения регулятора. Подлинность телеграммы подтвердил источник в Росавиации. Таким образом, изъять эти самолеты [в России] невозможно, резюмировала Сахнова. Представитель Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Сахнова также считает, что «нельзя просто так взять и официально перевести арендуемый самолет в российский реестр из иностранного». Для этого нужно разрешение собственника, а лизинговые компании не дадут этого сделать, потому что им нужно изъять эти суда, поясняет аналитик. Вероятно, можно получить российский сертификат и летать по России и ЕАЭС, но, как только перерегистрированный самолет вылетит за границу этого макрорегиона, собственник будет вправе забрать самолет себе, отмечает Сахнова. Перед тем как переводить суда в российский реестр, нужно либо их национализировать, либо выкупить каким-то иным образом, предполагает она.

Сейчас летная программа российских авиакомпаний и так существенно ограничена. Росавиация 1 марта продлила ограничение на полеты в 11 южных городов, включая Ростов-на-Дону, Краснодар и Симферополь, до 8 марта. Оно было введено 24 февраля в связи с началом специальной военной операции на Украине. В то же время ЕС с 27 февраля запретил российским перевозчикам летать во всем воздушном пространстве ЕС. Росавиация в качестве ответной меры 28 февраля ввела ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств в Россию. Полеты из указанных стран могут быть выполнены по специальному разрешению, выданному Росавиацией или МИД России, сообщил регулятор.

По словам эксперта НИУ ВШЭ Федора Борисова, приостановка полетов за рубеж сейчас для российских авиакомпаний – это разумное решение. «На самолетах в лизинге у зарубежных авиакомпаний риски очень высоки, кроме того, мы в принципе находимся в ситуации высокой правовой неопределенности, при которой трудно предупредить риски», – сказал он «Ведомостям».