Европа и Россия прервали прямое авиасообщение

Это приведет к радикальной трансформации российской авиаотрасли
Для обеспечения бесперебойной доставки пассажиров перевозчики проработали альтернативные маршруты
Для обеспечения бесперебойной доставки пассажиров перевозчики проработали альтернативные маршруты / Андрей Гордеев / Ведомости

В новый пакет антироссийских санкций включен запрет на полеты авиакомпаний России во всем воздушном пространстве ЕС, заявила 27 февраля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. «Мы закрываем воздушное пространство ЕС для российских самолетов. Мы вводим запрет на все самолеты, которыми владеет Россия, которые зарегистрированы в России или контролируются Россией. Эти самолеты не смогут садиться, взлетать или пролетать над территорией ЕС», – сказала она (цитата по ТАСС). Она уточнила, что запрет касается всех самолетов, в том числе частных бизнес-джетов.

Два источника «Ведомостей» в туристической и авиационной компаниях днем 27 февраля ожидали, что такое решение может быть объявлено уже вечером. Под вопросом останется только Кипр, утверждал один из них. Другой добавлял, что полеты могут продолжиться в Грецию. Агентство Reuters со ссылкой на официального представителя ЕС передавало, что санкционные ограничения против России будут координироваться с другими членами «большой семерки» (G7), в которую также входят Великобритания (закрыла свое небо для российских самолетов с 23 февраля), Канада (уже закрыла небо), Япония и США (на момент сдачи статьи не объявляли о закрытии).

В авиакомпаниях не ответили на запросы «Ведомостей» на момент сдачи номера.

Как закрывались небеса

Часть европейских стран в инициативном порядке уже закрыли свое воздушное пространство для российских воздушных судов в ответ на проведение военной спецоперации на Украине. 24 февраля из-за начала боевых действий в Донбассе было закрыто воздушное пространство Украины, Молдавии и приграничных районов Белоруссии. Кроме того, Росавиация запретила полеты над южными областями России, а 11 аэропортов – в Ростове («Платов»), Краснодаре («Пашковский»), Анапе («Витязево»), Геленджике, Брянске, Курске и других городах – приостановили работу до 2 марта.

В ответ на ограничения авиасообщения со стороны европейцев Росавиация (по состоянию на вечер 27 февраля) запретила полеты над РФ авиакомпаний из стран, первыми заявивших о закрытии неба (Великобритания, Болгария, Польша, Чехия и Румыния, Словения и прибалтийские страны). Представитель Росавиации Елена Михеева сказала «Ведомостям», что в отношении всех стран, закрывших небо для российских самолетов, будут вводиться зеркальные меры (т. е. запрет пролета через территорию РФ). «Решения будут приниматься по мере поступления официальных уведомлений от этих государств», – добавила она.

Крупнейшая авиакомпания Германии Lufthansa уже объявила, что прекращает полеты в Россию в ее воздушном пространстве на неделю, до 5 марта. Полеты российских авиакомпаний в Калининград, согласно сообщению Росавиации, продолжают осуществляться без сбоев. «Для полетов в данный регион российские авиакомпании будут использовать воздушные трассы через нейтральные воды Балтийского моря», – сообщалось в релизе ведомства. По словам директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, поскольку полеты в Калининград станут осуществляться над водами Балтики, протяженность и длительность полета увеличатся: в случае линии Москва – Калининград примерно в 1,5 раза и немного меньше из Санкт-Петербурга. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин уточнил, что такой маршрут примерно на час дольше. Соответственно, среднемагистральный самолет, по его оценкам, сожжет на 1,5–2 т больше топлива ценой 55 000–60 000 руб. за 1 т, добавил он.

Как будем летать в ЕС

Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин отметил, что авиакомпании, которые летали через пространство ЕС 26 и 27 февраля, уже вынуждены были увеличивать продолжительность рейсов на 1,5–2 часа, чтобы обойти воздушное пространство закрытых для них стран. Источник, близкий к «Аэрофлоту», уточняет, что время перелетов в ЕС из Москвы в среднем увеличивалось на 10–30 минут и примерно на час – в ОАЭ и Египет.

По данным авиакомпании «Россия», представленным на официальном сайте Ассоциации туроператоров, для обеспечения бесперебойной доставки пассажиров перевозчик проработал альтернативные маршруты в обход зоны, закрытой для полетов гражданской авиации из-за событий на Украине. На направлении Москва – Сочи новый маршрут проложен восточнее нынешнего, через Казахстан. Полетное время увеличилось на 1 час 40 минут. А на международном рейсе Москва – Хургада (Египет), который выполняется тоже через Казахстан, увеличение времени составило 1 час 32 минуты.

«Так как европейская воздушная граница, не считая нейтральных вод Балтийского моря, недоступна для полетов, остаются варианты облета через Турцию и Ближний Восток, – отметил Горин. – Самый удобный хаб в этой ситуации, на который ляжет основная [транзитная] функция по выполнению зарубежных полетов из России и в обратном направлении, – это Стамбул. Такими хабами также могут стать страны Ближнего Востока: ОАЭ, Катар и Бахрейн».

С учетом пандемийных ограничений, связанных с распространением коронавируса, для россиян сейчас доступны 82 страны, из них восемь имеют чартерное сообщение и не подпадают под ограничения: Турция, Египет, ОАЭ, Доминикана, Куба, Мексика, Венесуэла и Кипр, перечисляет Горин.

Руководитель отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что нынешние ограничения могут быть краткосрочными. Он обращает внимание, что пока страны ЕС и Канада закрывают воздушное пространство до конца марта. «Они оценят потери, связанные с облетом пассажирских и грузовых рейсов российского пространства, и затем будут принимать решение о продлении либо непродлении санкций», – говорит он. Если продления не последует и запреты будут сняты до начала туристического сезона, то серьезных последствий для пассажиров и авиакомпаний не будет.

Авиатранспорт подсчитает потери

Эксперты не берутся оценивать потери европейских авиаперевозчиков от облета российского воздушного пространства. Но очевидно, что они будут составлять десятки тысяч долларов за рейс.

Потери из-за ответного закрытия российского неба понесет и «Аэрофлот». Авиакомпания с советских времен получает часть пролетных платежей (в просторечии «роялти»), т. е. выплаты от иностранных авиакомпаний за беспосадочные полеты над Сибирью из Европы в Азию и обратно. До пандемии COVID-19 доход группы «Аэрофлот» по этой статье составлял, по разным оценкам, $500–800 млн в год. В 2020 г. из-за пандемийного снижения авиатрафика «Аэрофлот» потерял около $250–350 млн пролетных («Ведомости» писали об этом 5 октября 2021 г.). В «ВТБ капитале» оценивали объем роялти в нековидный год в среднем в $450–500 млн.

Источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний отмечает, что сейчас международный авиатрафик восстановился примерно на 60% от уровня доковидного 2019 г., поэтому и выплаты «Аэрофлоту» за 2021 г. ниже – порядка $270–300 млн. Поскольку примерно 70% пролетных приходится на Lufthansa и французскую Air France, в случае запрета на полеты для них потери «Аэрофлота» будут пропорциональными, оценил он.

По мнению Пантелеева, в «новой авиационной реальности» нужно вообще отказаться полностью от пролетных выплат, компенсировав их за счет роста ставок за аэронавигационное обслуживание иностранных авиакомпаний. «Трансформация отрасли неизбежна, причем наиболее вероятные сценарии – это усиление госучастия, банкротство частных российских авиакомпаний, прежде всего ориентированных на международные туристические перевозки. Международные перевозки сохранятся в Белоруссию, в сторону наших южных соседей – Турции, Средней Азии, КНР и т. д. А также по туристическим направлениям – в Египет, ОАЭ, ряд стран Юго-Восточной Азии. Эти направления и нужно развивать», – резюмировал он.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что для российских авиакомпаний куда больший риск сегодня несет запрет на поставки в РФ европейской авиатехники и запчастей к ней, принятый на днях ЕС («Ведомости» писали об этом 25 февраля). Речь идет не только о поставках новой техники, но и об эксплуатации той, что уже передана российским авиаперевозчикам лизинговыми компаниями. Гришунин согласен: «Уход Airbus из России – более серьезный удар по авиарынку». «С другой стороны, американский Boeing ничего подобного не заявлял. Возможно, что это попытка американцев прогнуть европейцев и вернуть себе рынок после истории с запретом эксплуатации модели Boeing 737 Max», – предположил Гришунин.