Авиакомпании РФ получат 100 млрд рублей на компенсацию стоимости перевозок
Это должно позволить сдержать подорожание авиабилетовПрезидент России Владимир Путин предложил выделить на поддержку российских авиакомпаний 100 млрд руб. в 2022 г. Об этом он заявил 31 марта на совещании по развитию авиаперевозок и авиастроения. По словам Путина, деньги пойдут на компенсацию части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах в дополнение к уже действующим субсидиям на перевозки по дальневосточным маршрутам, в Калининград и Симферополь.
Президент подчеркнул, что авиакомпании должны получить поддержку не за счет пассажиров, а, наоборот, «через обеспечение большей доступности авиабилетов для граждан».
За счет этого объем внутрироссийских авиаперевозок в 2022 г., по мнению Путина, должен вырасти по сравнению с прошлым годом. Он не уточнил насколько, но согласился с данными Минтранса, который ранее прогнозировал, что по итогам 2022 г. российские авиакомпании обслужат 100 млн человек («Ведомости» писали об этом 23 марта).
Также Путин поручил правительству проработать комплекс мер по решению проблем лизинговых платежей авиакомпаний. Они возникли на фоне санкций ЕС, утвержденных в конце февраля 2022 г. Европейским лизингодателям было дано время до 28 марта для расторжения договоров аренды самолетов с российскими авиакомпаниями, а те, в свою очередь, должны были вернуть воздушные суда (ВС) их владельцам. Российские перевозчики эти санкции во многом проигнорировали и оставили большую часть самолетов у себя.
Как летали россияне в 2021 г.
По подсчетам Росавиации, авиакомпании России в 2021 г. перевезли 111 млн пассажиров, что на 60% больше, чем в 2020 г. Пассажиропоток на внутренних линиях составил 87,5 млн человек (+56% к 2020 г.), на международных – 23,5 млн (+80%). До начала специальной военной операции на Украине и введения против России масштабных санкций Минтранс ожидал, что пассажиропоток российских авиаперевозчиков будет выше, чем в допандемийном 2019 году. Тогда было перевезено 128 млн человек.
При решении создавшихся проблем президент попросил обращать внимание на то, «резидентом какой страны является та или иная лизинговая компания».
Также Путин поручил «в максимально короткие сроки зафиксировать объемы и сроки поставок российскими предприятиями авиатехники и запчастей» для российских авиакомпаний. «Ростех» (консолидирует авиастроение в РФ. – «Ведомости») видит своей задачей в перспективе до 2030 г. перенастроить существующие программы и поставить на рынок более 500 ВС отечественного производства, сообщила пресс-служба госкорпорации. Речь идет об авиационных программах МС-21, SSJ100, Ил-114, а также о наращивании производства Ту-214 и Ил-96.
Еще одним пунктом повестки совещания по авиации стало поручение правительству в срок до 1 июня утвердить новую программу развития авиаотрасли до 2030 г. Это важнейшая задача в текущих условиях, говорит эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов. Все предыдущие стратегии сейчас становятся неактуальными, отмечает он. По словам эксперта, основные предложения по ней должны исходить от авиакомпаний, а сама программа – содержать набор четких мер по поддержанию имеющегося парка. Замещение иностранных ВС отечественными – это горизонт 2030 г., считает эксперт.
Предсказать спрос на перевозки в текущих экономических условиях – как в части туризма, так и в части делового сегмента – очень тяжело, констатирует он. «Цифра в 100 млрд руб. достаточно большая. Но хватит ли ее для поставленной задачи, перевезти 100 млн человек, пока не ясно. Равно как и невозможно пока ответить на вопрос, подешевеют ли билеты. Но международных перевозок в этом году будет очень мало, а для увеличения внутренних потребуется стимулировать спрос на них. Если цены на билеты будут выше прошлогодних при отсутствии роста доходов населения в 2022 г., то есть риск невыполнения поставленной задачи», – сказал Борисов.
К 2022 г. отрасль подошла с тарифами, которые не обеспечивали рентабельность авиабизнеса, добавляет исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Теперь в условиях продолжающегося роста издержек нужно не допустить значительного роста цен и поддержать пассажиров, чтобы билеты были доступными, указывает он. «Помочь в этом может только субсидирование. Эта мера позволит избежать существенного повышения цен на билеты по сравнению с 2021 г.», – уверен эксперт.
Но чем более доступны перевозки, тем выше будет спрос на них, продолжает Пантелеев. По его словам, в ситуации, когда нет возможности увеличивать провозные емкости и встанет вопрос с поддержанием летной годности парка, это будет дополнительная нагрузка на авиакомпании. «Сейчас было бы рационально сокращать объемы перевозок и субсидирование, чтобы сберечь имеющиеся ресурсы для сохранения территориальной связанности страны», – рассуждает он.
Представители Минтранса, «Аэрофлота» и других крупнейших авиакомпаний на вопросы «Ведомостей» не ответили.