Промышленники просят Борисова сдержать энерготарифы

Оплата резерва сетевой мощности ударит по металлургам и газовым компаниям
Валерий Бушухин / ТАСС
Валерий Бушухин / ТАСС

Промышленники выступают против перевода предприятий с оплаты за фактический объем потребленного электричества на принцип «бери или плати». Это следует из письма от 6 августа «Сообщества потребителей энергии» (СПЭ, объединяет крупные промпредприятия) вице-премьеру Юрию Борисову (есть у «Ведомостей», подлинность подтвердили в организации). В документе говорится, что новый платеж приведет к росту финансовой нагрузки на промышленный сектор. В частности, для Магнитогорского меткомбината прирост платежей за услуги по передаче энергии к 2025 г. составит 2,13 млрд руб., UC Rusal – 3,35 млрд руб., «Северстали» – 2,9 млрд руб., затраты «Газпрома» вырастут на 4 млрд руб. в год, «Новатэка» – 1 млрд руб. ежегодно. При этом бюджет недополучит часть налога на прибыль (до 76 млрд руб. в год с учетом планируемой дифференциации тарифов ФСК), считают в СПЭ. В UC Rusal подтвердили приведенные в письме расчеты по размеру платежей. Другие промышленные и нефтегазовые компании не ответили на запросы «Ведомостей».

Сторонником подхода «бери или плати» выступает Минэнерго. Министерство обращает внимание на то, что потребители на этапе подключения заявляют лишние объемы сетевой мощности, которые затем не используют. По данным Минэнерго, в 2010–2016 гг. по заявкам потребителей ввели 65 ГВт сетевой мощности, из которой востребовано лишь 12%. Общий невостребованный резерв в стране ведомство оценивает в 60% всех мощностей. При этом издержки по строительству и обслуживанию инфраструктуры – линий электропередачи и подстанций – полностью ложатся на сетевую компанию, а впоследствии закладываются в тариф на передачу электроэнергии. Поэтому Минэнерго предлагает поэтапно вводить плату за резерв сетевой мощности: с 10% от заявленной предприятием мощности в 2021 г. до 60% с 2024 г., речи об оплате 100% резерва не идет.

Минэнерго на общем фоне особо выделяет те промпредприятия, которые, имея большой резерв подключенной мощности, построили собственные резервные источники питания (суммарная мощность по стране 11 ГВт). При одинаковом потреблении электроэнергии из сети такие предприятия будут платить за неиспользуемый резерв мощности больше, чем те, кто не имеет собственной генерации. Для глиноземных предприятий «Русала», имеющих собственную генерацию на территории заводов, риск увеличения платежей в случае принятия постановления неизбежен, говорит представитель металлургического холдинга. По его словам, постановление в нынешнем виде фактически приравнивает заводы с собственной генерацией к производителям энергии, работающим на розничном рынке, и обязывает оплачивать передачу электричества внутри предприятия.

В Минэнерго считают, что подход «бери или плати» будет стимулировать потребителей отказываться от невостребованной сетевой мощности. Это позволит не строить новую инфраструктуру, снизить издержки сетевиков и, как следствие, тарифы. У потребителя будет несколько вариантов оптимизации новых расходов, включая снижение величины заявленной максимальной мощности и ее перераспределение в пользу других потребителей (невостребованную мощность можно будет продать), заявили «Ведомостям» в пресс-службе ведомства. В «Россетях» добавили, что загрузка центров питания компании составляет 30–40%, а оплата резерва предлагается только при ежемесячном потреблении предприятием менее 60% от заявленной мощности. Реальная загрузка подстанций дочерних структур «Россетей» составляет 51–54% и более, а не 35%, возражают в СПЭ. Разработанный Минэнерго проект постановления правительства о введении платы за резерв сетевой мощности обсуждается уже несколько лет. Но вопрос заморозили на уровне правительства. Дискуссии между энергетиками и промышленным лобби возобновились с начала 2020 г. после смены кабинета министров. Последнее совещание на уровне профильного вице-премьера с участием бизнеса было в феврале, говорит собеседник «Ведомостей» на энергорынке.

Представитель Борисова сказал «Ведомостям», что правительство поручало профильным министерствам и ведомствам дополнительно просчитать макроэкономические последствия введения резерва сетевой мощности. Позиция Борисова будет сформирована после того, как эти расчеты будут получены, добавил он. В проработке темы, по словам источника, помимо Минэнерго участвовали Минэкономразвития, Минпромторг, Минстрой и ФАС («Ведомости» направили запросы ведомствам).

Валерий Бушухин / ТАСС