Металлурги завалили Белый дом письмами на тему энерготарифов
Они предупреждают Мишустина и вице-премьеров о риске падения инвестиций, производства и налоговПравительство с февраля обсуждает перераспределение тарифной нагрузки на потребителей электроэнергии – повышение тарифов Федеральной сетевой компании (ФСК; входит в «Россети)» на передачу энергии по магистральным сетям с одновременным снижением тарифов на передачу по распределительным сетям. Результатом стало бы повышение платежей для крупных промышленных потребителей и снижение для малого и среднего бизнеса. Соответствующий законопроект разработало Минэнерго, а в июле Минэкономразвития представило в правительство доклад о его пользе для малого и среднего бизнеса.
Такой поворот напугал металлургическую отрасль, которая является одной из самых энергоемких. За последнюю неделю металлурги и их лоббисты направили минимум пять писем высшим правительственным чиновникам, предупреждая, что принятие законопроекта грозит спадом производства, инвестиций и налогов. Ассоциация «Русская сталь», UС Rusal холдинга En+ (ранее контролировался Олегом Дерипаской) и «Металлоинвест» Алишера Усманова выбрали адресатом вице-премьера Юрия Борисова, который курирует металлургию и энергетику. Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» написало первому вице-премьеру Андрею Белоусову, а президент РСПП Александр Шохин – премьер-министру Михаилу Мишустину. О всех письмах рассказали сотрудники холдингов, ассоциаций и федеральные чиновники, «Ведомости» ознакомились с письмами вице-премьерам.
Адресанты категоричны: они просят вице-премьеров поручить прекратить работу над законопроектом, вернуть его Минэнерго и вообще не рассматривать регуляторные инициативы, которые предусматривают рост энерготарифов. Председатель набсовета «Русской стали» Анатолий Седых указывает в письме, что металлургия одной из первых почувствовала влияние коронавируса, в частности, стоимость горячекатаного проката упала на зарубежных и российском рынках примерно на $100 за тонну (или почти на 20%. – «Ведомости»), а Минэкономразвития не учло этого негативного фактора. Тарифная нагрузка на потребителей электроэнергии вырастет на 45 млрд руб. (в год. – «Ведомости»), эти средства будут изъяты из инвестпрограмм, в результате казна недополучит 7,65 млрд руб. налогов, предупреждает Седых. А главное, акцентирует он, малый и средний бизнес от снижения тарифов ничего не выиграет, так как в его себестоимости доля электроэнергии не превышает 1%.
Сетевые тарифы для крупных энергоемких производств вырастут в 2,3 раза, а стоимость энергии (с учетом ее покупки и транспортировки) – в среднем на 26,6%, предупреждает Белоусова директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев. Инициатива Минэнерго приведет к тяжелой ситуации на многих оборонных, системообразующих и градообразующих предприятиях, снизит их возможности по инвестированию и восстановлению от кризиса, говорится в его письме. Малый и средний бизнес ничего от законопроекта не выиграет, утверждает и Киселев.
Об отказе от повышения также просят вице-премьера Борисова гендиректор UC Rusal Евгений Никитин и гендиректор «Металлоинвеста» Назим Эфендиев. Продажи алюминия на экспорт упадут в 2020 г. на 30–36%, внутри России – на 30% и эта тенденция будет долгосрочной, так как потребители алюминия находятся в долгосрочном кризисе из-за коронавируса, сообщает Никитин. Доля электроэнергии в себестоимости алюминия составляет не менее 30% и в этих условиях любая дополнительная нагрузка на производителя будет непосильным бременем, пишет он. Для «Металлоинвеста» затраты на электроэнергию выросли бы на 12–14%, а ее доля в себестоимости различных видов продукции достигла бы 18–24%, пишет Эфендиев. Последствия для финансовой стабильности и инвестпрограммы холдинга были бы негативные, предупреждает он.
Шохин в своем письме жалуется Мишустину, что бизнес исключили из обсуждения законопроекта, и просит правительство продолжить диалог с участием представителей РСПП.
«Влияние тарифных изменений на себестоимость продукции металлургических предприятий сильно преувеличено. Рост себестоимости продукции окажется меньше, чем прогнозное увеличение оптовых тарифов на электроэнергию», – парирует представитель «Россетей». Изменение конечной цены для прямых потребителей энергосистемы (т. е. для крупной промышленности. – «Ведомости») не превысит ежегодно 10%, добавляет собеседник.
Сейчас тариф на передачу электроэнергии для предприятий, запитанных от магистральных сетей (т. е. крупной промышленности. – «Ведомости»), в 4–6 раз (в зависимости от региона) ниже, чем для малых и средних предприятий (покупающих электроэнергию в небольших количествах через распределительные сети. – «Ведомости»), продолжает представитель «Россетей». Цель законопроекта – обеспечить справедливое распределение перекрестного субсидирования, добавил он.
Возможность перераспределения энерготарифов сейчас прорабатывается в профильных федеральных органах исполнительной власти и на экспертном уровне, ответила пресс-служба правительства на запрос «Ведомостей». Профильным министерствам было дано поручение просчитать экономику этой инициативы и ее последствия для различных отраслей и бюджета, вопрос находится в проработке, говорит представитель Борисова.
Представитель Минэкономразвития сказал «Ведомостям», что тариф вырастет всего на 30 коп. за пять лет – до 66 коп. за 1 кВт ч – и останется «существенно меньше, чем тариф распредсетей». Замминистра энергетики Юрий Маневич передал через пресс-службу, что прямые потребители ФСК (магистральных сетей) сегодня не оплачивают перекрестное субсидирование населения, величина которого в 2019 г. составила порядка 238 млрд руб. По его словам, за последние семь лет (к 2013 г.) объем отпуска электроэнергии в распределительные сети от магистральных снизился на 15,5%. В то же время подача прямым потребителям от магистральных сетей выросла на 203%. «Дальнейшее затягивание решения в отношении перекрестного субсидирования станет сдерживающим фактором для развития экономики страны, – сказал он. – В связи с этим Минэнерго поддерживает работу Минэкономразвития [в этом направлении]». По оценкам Минэнерго, реформа позволит снизить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче энергии в распределительных сетях на 3,5–5%. В отдельных областях снижение будет более сильным: например, в Белгородской области – на 17,5%, в Кемеровской области – на 12,1%, в Волгоградской области – на 15,1%.
Представители металлургических холдингов от комментариев отказались или не ответили на запросы. Представитель Белоусова не ответил на запрос.