Продажи вина могут упасть из-за нового закона о виноградарстве и виноделии

Ритейлеры опасаются сбоев в производстве и поставках
Евгений Разумный / Ведомости

Новые правила производства и реализации вина могут привести к сокращению продаж. К такому выводу пришли Российская ассоциация экспертов рынка ритейла (РАЭРР) и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, в нее входят крупнейшие ритейлеры), рассказали их представители «Ведомостям».

26 июня вступил в силу закон о виноградарстве и виноделии. Он прописывает требования к маркировке, производству и продаже вина, меры господдержки. Теперь «вином России» можно называть только вино, произведенное на 100% из отечественного винограда. Российское вино из иностранного виноматериала может называться лишь «виноградосодержащим напитком», на бутылках и на полках должна быть надпись «Не является вином», говорили производители игристых вин.

Новые правила могут привести к сбоям производства и поставок вина и росту цен, предупреждает РАЭРР в письме 17 июня первому вице-премьеру Андрею Белоусову. Компаниям придется по-другому называть продукцию, кто-то может вовсе отказаться от «виноградосодержащих напитков», говорит председатель правления РАЭРР Андрей Карпов. Радикальные изменения выкладки в рознице дезориентируют покупателей, они могут засомневаться в качестве даже хороших вин и переключиться на другие напитки, в первую очередь на крепкий алкоголь, продолжает Карпов.

Новые правила приведут к снижению продаж вина, подтверждает представитель АКОРТ: добросовестные торговые сети не смогут закупать маркированные не по закону вина (прежде всего импортные), а у поставщиков не получится маркировать товар должным образом из-за неясных положений закона. Он считает, что продажи отечественного вина могут сократиться на 10–15%.

Схожая ситуация была в 2019 г. с молочной продукцией после разделения на полках товаров с заменителями и без заменителей молочного жира, напомнил представитель АКОРТ: продажи отдельных категорий упали тогда до 50%. Ассоциация обращалась по поводу новых правил к премьеру Михаилу Мишустину, говорит собеседник «Ведомостей». Пресс-служба правительства от комментариев отказалась.

Крупнейшие производители игристых вин в России – «Абрау-Дюрсо» и «Игристые вина» – критиковали закон. В России собственного виноматериала недостаточно, объяснял гендиректор «Игристых вин» Юрий Дудко в конце 2019 г. У «Абрау-Дюрсо» около 60% вин тогда были из импортного сырья, у «Игристых вин» – почти 100%, сообщали их представители. «Абрау-Дюрсо» после вступления в силу закона производит вино только из отечественного сырья, заверил ее представитель.

По данным Росалкогольрегулирования, производство игристых и шампанских вин в январе – мае выросло на 34% год к году до 4,7 млн дал. Производители спешили переработать все виноматериалы, объясняет президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Производство тихих вин сократилось почти на 13% до 10,6 млн дал. 

Для крупного производителя вина из Краснодарского края «Фанагория» ничего существенно не изменилось, говорит его совладелец Петр Романишин. Последние 15 лет компания инвестировала в виноградники, их площадь достигла 3400 га, своего винограда для производства хватит. Закон Романишин поддерживает: это приведет к росту инвестиций в виноградники и качества российского вина.

Площади виноградников в России в 2019 г. – 95 900 га, согласно Росстату. Для обеспечения отрасли собственным сырьем надо 200 000–250 000 га, говорит Попович. На то, чтобы этого добиться, может уйти более 10 лет в зависимости от темпов закладки новых виноградников.

Минпромторг, по словам его представителя, рассматривает обращение РАЭРР. Представитель Минфина не ответил на запрос по существу, его коллега из Минсельхоза отметил, что это важный закон, который дает отрасли импульс развития.

Производители и поставщики вина поддерживают идею закона, уверяет руководитель подкомиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросам регулирования алкорынка Александр Романов. Но, по его словам, есть сложности с исполнением: «Выкладка виноградосодержащих напитков отдельно от вина приведет к значительным издержкам для ритейлеров, а для небольших магазинов эти требования невыполнимы».

Представитель крупнейшей в Восточной Сибири торговой компании «Командор» говорит, что в ее ассортименте нет продукции российских поставщиков, использующих иностранные виноматериалы. По его словам, некоторые поставщики оповестили, что переименуют фруктовое вино во фруктовый напиток, а шампанское – в игристое. Продукция, закупленная до 26 июня, не будет контрафактом, ссылается он на закон. Представители X5 Retail Group, «Магнита», «Дикси», «Красное & белое», Metro, «Ашана», «Азбуки вкуса» на запросы не ответили.