«Абрау-Дюрсо» нашла партнеров в Австралии и Чили для китайского рынка
Партнеры будут продавать там вино, водку и брендиГруппа компаний «Абрау-Дюрсо» запустила совместный проект с австралийской винодельческой компанией Trifon Estates и чилийской Chilean Grape Group (CGG), сообщил «Ведомостям» президент ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Представитель CGG информацию подтвердил, а представитель Trifon Estates на вопросы не ответил.
«Абрау-Дюрсо» совместно с партнерами инвестировала в создание брендов для китайского рынка – производство вина организовано на винодельнях партнеров в Австралии (бренд The Cape) и Чили (Ten Ten и El Caleuche), его размеры Титов и представитель CGG не раскрыли. Также «Абрау-Дюрсо» создала торговый дом Abrau Alcohol Beverages Industry Shanghai Limited (AABI) в Шанхае для оптовой продажи алкоголя. Сейчас в его портфеле только собственная продукция: игристые вина «Абрау-Дюрсо», австралийский The Cape и чилийские Ten Ten и El Caleuche. В этом году планируется добавить в ассортимент также водку и бренди других производителей.
ГК «Абрау-Дюрсо» – лидер по производству игристых вин в России, в 2019 г. группа выпустила 2,5 млн дал, или 19% от всего производства игристых и шампанских вин в стране, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). Всего за прошлый год группа продала 42,8 млн бутылок алкоголя (собственные игристые, тихие вина и др., а также продукция партнеров по дистрибуции), из них 1,15 млн бутылок экспортировано.
AABI уже сотрудничает с несколькими дистрибуторами, сетями винных магазинов, онлайн-площадками TMall и Jindong и др., говорит Титов. В дальнейшем через TMall компания рассчитывает торговать не только в Китае, но и в других странах. Представители TMall Global и Jindong на вопросы не ответили.
Для компании начало работы в Китае – стратегически важный шаг, говорит Титов: для дальнейшего развития и роста надо расширять географию сбыта. Кроме того, китайский рынок вина – один из самых быстрорастущих в мире.
Китай занимает 5-е место по потреблению вина в мире: в 2019 г. оно составило 178 млн дал, или 7% от всего мирового потребления, по данным Международной организации виноградарства и виноделия (OIV). В течение ближайших пяти лет торговый дом AABI намерен стать одним из крупнейших поставщиков импортного алкоголя в Китай, говорит Титов.
«Абрау-Дюрсо» пыталась зайти на китайский рынок с 2011 г., рассказывал в интервью «Ведомостям» Титов в феврале 2019 г. Китайцы предпочитают вино подешевле и практически не пьют игристого, говорил Титов. «Российское шампанское китайцы покупать не рвутся, если только не придумать какой-то гениальный ход. Чтобы их заинтересовать российским вином, требуются большие усилия и немалые средства», – говорил Титов.
Осваивать новый рынок вместе с партнерами лучше, чем самостоятельно: можно разделить с ними инвестиции, риски и административные издержки, рассуждает партнер консалтинговой компании Double Magnum Wine Consulting Андрей Григорьев. Кроме того, между собой продукция партнеров, с которой они выходят на этот рынок, не конкурирует. Но осваивать этот рынок не так просто – вкусы потребителей отличаются от европейских. Также придется конкурировать и с местными виноделами: по данным OIV, Китай занимает 2-е место в мире по площади виноградников после Испании, говорит Григорьев.
Китайский рынок перспективный, но сложный из-за особенностей регулирования и специфики потребительских предпочтений, отмечает представитель Алкогольной сибирской группы (производитель водки «Пять озер», «Белая березка» и т. д.). Продажи с каждым годом растут, говорит он. У группы «Ладога» около 3% экспорта приходится на Китай, основная продукция – водка «Царская», говорит директор по экспорту компании Руслан Григорьев. В среднем за последние три года прирост продаж на этом рынке составлял 22%, замечает он.
В 2019 г. Россия сократила экспорт алкоголя на 3% до 32,9 млн дал, согласно ФТС. Китай же сократил импорт алкоголя на 40% до 159 млн дал алкоголя, по данным ITC. 46% импорта приходится на пиво, 38% – на вино. На Китай пришлось около 11% экспорта алкоголя из России, в основном экспортируется пиво. Китайцы предпочитают пиво и водку, а вино для них – нишевый продукт, который потребляет в основном небольшая часть среднего класса, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.