Минтранс предложил платить авиакомпаниям по 365 рублей за неперевезенных пассажиров

«Победа» и ряд других авиакомпаний на субсидии претендовать пока не могут
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство 7 мая рассмотрело вопрос о выделении авиакомпаниям 23,4 млрд руб. компенсаций за снижение перевозок из-за коронавируса. На заседании было одобрены выделение этих средств и правила их распределения среди авиакомпаний, министерство приступит к распределению денег незамедлительно, заявил министр транспорта Евгений Дитрих (цитата по ТАСС).

Минтранс и разработал проект постановления. Проект был 27 апреля направлен в правительство без согласования с Минфином и Минэкономразвития, следует из документа, с которым ознакомились «Ведомости». Его подлинность подтвердил человек, близкий к Минтрансу.

Субсидии должны компенсировать авиакомпаниям снижение трафика в феврале – июле, говорится в проекте постановления. Субсидии перевозчики могут направить на зарплаты пилотам и бортпроводникам, платежи российским лизинговым компаниям и на услуги аэропортов.

Как делить деньги

Предлагаемая Минтрансом схема раздела денег проста: платить авиакомпаниям по 365 руб. за каждого пассажира, потерянного в отчетном месяце 2020 г. по сравнению с аналогичным месяцем 2019 г. Именно 365 руб. составили в 2019 г. расходы всех российских авиакомпаний на зарплаты, аэропортовые сборы и платежи российским лизинговым компаниям в пересчете на каждого перевезенного пассажира, объясняется в документе Минтранса. В 2019 г. были перевезены рекордные для отрасли 128,1 млн человек.

Именно в феврале начали вводиться ограничения из-за коронавируса – были запрещены рейсы в Китай и Южную Корею всем кроме «Аэрофлот». Примерно с середины марта стали запрещать полеты в Европу и страны СНГ, к концу марта все международные рейсы были под запретом. С конца марта обрушился спрос и на полеты по России, по данным Международной ассоциации аэропортов, в различные дни апреля и в начале мая внутренний трафик сократился относительно 2019 г. в 10–20 раз. В феврале отрасль еще росла. Из крупных авиакомпаний перевозки незначительно сократили только «Аэрофлот» и его «дочка» «Россия» – примерно по 100 000 человек – они могут получить по 36 млн руб. за февраль. Но уже в марте авиация потеряла относительно марта прошлого года 2,5 млн человек, или 28%. Соответственно, субсидии всем авиакомпаниям за март должны составить около 900 млн руб.

365 руб. за каждого пассажира – это очень мало, 23,4 млрд и близко не покрывают потерь отрасли от коронавируса, единогласны топ-менеджеры трех авиакомпаний. Но это лучше, чем вообще нечего, оговариваются два собеседника.

Удивляет и сам способ распределения: больше всего субсидий получит тот, кто сильнее всех сократил перевозки относительно 2019 г., говорит топ-менеджер российской авиакомпании. Получается, что поддерживают в первую очередь аутсайдеров, согласен сотрудник другой авиакомпании.

Можно было придумать и более справедливый способ, ведь остающиеся рейсы убыточны и позволяют окупить только расходы на керосин и услуги аэропортов, согласен топ-менеджер крупной авиакомпании. Но сохранение хоть части полетов важно для производственного процесса, зная заранее о таком методе распределения субсидий, компании не стали бы дополнительно сокращать рейсы, добавляет собеседник.

Три процента от потерь

Сами авиакомпании своих расходов на перевозку каждого пассажира не раскрывают. Лоукостер «Победа» – абсолютный ценовой лидер, имеющий самые низкие расходы, – в 2019 г. на перевозку каждого пассажира на один километр тратил 2,19 руб., говорится в презентации «Аэрофлота». То есть даже «Победа» на перевозку пассажира из Москвы в Санкт-Петербург (один из самых коротких магистральных маршрутов) тратила в среднем 1500 руб. Себестоимость перелета из столицы в Сочи составляла уже около 3300 руб.

Почему такая разница с расчетами Минтранса? Дело в том, что министерство в расчетах расходов не учитывает керосин, самую большую статью, достигающую 30% всех расходов. А также учитывает платежи только российским лизинговым компаниям – они поставили перевозчикам около 300 судов, еще примерно 500 магистральных судов поставлены иностранными лизинговыми компаниями, платежи которым в расчет расходов не вошли.

«Предложенный способ распределения субсидий нам кажется адекватным. Но сумма в 23,4 млрд руб. многократно ниже потерь, которые несет авиация. Важно рассматривать и дополнительные меры поддержки, в том числе обнуление НДС, снижение налоговой ставки на фонд заработной платы, увеличение программы субсидирования полетов», – говорит представитель S7. Представители «Аэрофлота» и Utair от комментариев отказались.

«Средняя цена билета российских авиакомпаний составляет чуть больше 10 000 руб. Из-за крайне низкой маржинальности отрасли расходы на перевозку пассажира примерно такие же. Получается, авиакомпаниям компенсируют примерно 3,5% потерянного дохода, при этом расходы, прежде всего на зарплаты и лизинг, никуда не деваются», – говорит директор НЦ-26 ГосНИИ Гражданской авиации Александр Фридлянд.

Старший эксперт авиационной практики Bain & Company Сергей Зайцев оценивал потери в выручке российских авиакомпаний в апреле – декабре в 550 млрд руб., или в среднем около 70 млрд руб. в месяц.

Кому бюджет не поможет

Условия получения субсидий – непрекращение пассажирских перевозок и сокращение в каждом отчетном месяце не более 10% всех пилотов и бортпроводников, работавших в авиакомпании на конец 2019 г., говорится в проекте постановления. Поэтому лоукостер «Победа», авиакомпании Nordwind и «Икар», а также чартерные перевозчики Azur Air, Royal Flight и I Fly на субсидии за апрель и май претендовать не смогут, так как они приостановили полеты в апреле.

Но и остальным перевозчикам все 23,4 млрд руб не достанутся. Субсидию планируют выделять равномерно за февраль – июль, по 3,89 млрд руб. в месяц – это равносильно компенсации за снижение трафика на 10,67 млн человек, говорится в пояснительной записке Минтранса. Но в феврале перевозки почти не сократились, в марте упали на 2,5 млн человек. В апреле 2019 г. было перевезено всего 9,4 млн человек – то есть даже при полной остановке всех полетов субсидия за апрель не была бы выбрана.

Полностью субсидия может быть выбрана только за май, июнь и июль, так как только в эти месяцы 2019 г. было перевезено больше 10,67 млн человек. Проектом предусмотрен понижающий коэффициент (если субсидий не хватает), но нет повышающего (если остаются, как в феврале, марте и апреле, лишние деньги).

Минтранс признает, что все 23,4 млрд руб. авиакомпании не получат. Объем поддержки авиаотрасли до конца июля оценивается в 15,5 млрд руб., пишет министерство в пояснительной записке.

Само постановление правительства еще не опубликовано. Это был уже второй проект о разделе 23 млрд руб. среди авиакомпаний, первый, написанный еще в начале апреля, Минфин не согласовал и до правительства он не дошел, следует из переписки, с которой ознакомились «Ведомости». Но претензии Минфина не касались способа раздела денег, он был в принципе против выделения авиакомпаниям средств из резервного фонда. В новый проект при обсуждении правительством серьезных изменений не вносилось, уверяет человек, близкий к Минтрансу.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы правительства, Минтранса и Минфина.