Пять российских авиакомпаний полностью остановили полеты

Из-за коронавируса перевозки сократились на 90%
«Победа» 29 своих самолетов поставила в базовом аэропорту «Внуково»
«Победа» 29 своих самолетов поставила в базовом аэропорту «Внуково» / Илья Питалев / РИА Новости

Лоукостер «Победа», крупный регулярный и чартерный перевозчик Nordwind, а также чартерные авиакомпании Azur Air, Royal Flight и I Fly полностью прекратили полеты, их последние рейсы были выполнены в последних числах марта или 1–2 апреля, следует из данных сервиса flightradar24. По количеству перевезенных в январе – феврале пассажиров, по данным Росавиации, «Победа» заняла 3-е место, Nordwind – 7-е, чартерные авиакомпании – 8, 11 и 20-е соответственно.

«Победа» официально сообщала о приостановке всех полетов с 1 апреля до 31 мая. Чартерные Azur Air, Royal Flight и I Fly в 20-х числах марта остановили вывоз россиян за рубеж (российских рейсов у них нет) и заявляли, что будут заниматься только возвратом туристов домой. 

Nordwind сообщал в конце марта, что вместо закрытых туристических иностранных рейсов начнет полеты по новым российским направлениям. Из-за серьезных ограничений, вводимых федеральными и региональными властями для борьбы с коронавирусом, Nordwind временно закрыл порядка 40 российских направлений и приостановил флот, по оставшимся 10 направлениям полеты выполняет авиакомпания «Икар», рассказал сотрудник Nordwind. «Икар», как и Nordwind, аффилирован с туроператором Pegas Touristik, с 2016 г. активно развивают и регулярные рейсы по России. У обеих авиакомпаний единое управление флотом и продажами. При многократном падении спроса целесообразно сохранившиеся рейсы отдать сравнительно небольшой авиакомпании «Икар», поясняет собеседник «Ведомостей». «Но три дальнемагистральных лайнера мы выделили для перевозок грузов, если будет спрос», – отметил он. 

По данным Международной ассоциации аэропортов, падение трафика 33 крупнейших российских аэропортов (в том числе московских) во второй половине марта выросло с 30 до 70% относительно аналогичного периода 2019 г. В первые пять дней апреля снижение составило 89%, в том числе на 100% сократились международные перевозки, на 82% – внутренние, сообщила ассоциация 6 апреля. Остались только рейсы по возврату россиян из-за рубежа.

В апреле 2019 г. российские авиакомпании перевезли внутри России 5,5 млн человек. Если динамика падения сохранится, то перевозки в этом апреле составят меньше 1 млн пассажиров.

В парке «Победы», Nordwind и Azur Air по 30 самолетов, у Royal Flight и I Fly – соответственно 14 и 10.

«Российскую программу в полном объеме, которая предполагает полеты из региональных городов в Сочи, Симферополь, Санкт-Петербург, планируется запустить в мае-июне», – говорит представитель Nordwind. 

I Fly готова возобновить чартерные рейсы, как только запреты будут отменены, персонал авиакомпании сохранен, с лизингодателями достигнуты договоренности об отсрочке платежей, говорит представитель авиакомпании. Представители Azur Air и Royal Flight на запросы «Ведомостей» не ответили.

«Победа» 29 своих самолетов поставила на прикол в базовом аэропорту «Внуково», один после технического обслуживания остался в Белграде, сербские власти в конце марта не дали из-за коронавируса разрешение на его вылет в Россию, рассказал сотрудник «Победы». Azur Air почти весь свой флот – 26 самолетов – также поставила в базовом аэропорту «Внуково», остальные – в Турции и Красноярске, свидетельствуют данные flightradar24. Во «Внуково» стоят и шесть из десяти судов I Fly.

Nordwind в базовом аэропорту «Шереметьево» поставила только 11 самолетов. Десять среднемагистральных судов стоят в Набережных Челнах, остальные девять – в Красноярске, Китае и Турции. «В «Шереметьево» достаточно высокая стоимость долгосрочной стоянки судов, видимо, из-за дефицита мест – например, в Набережных Челнах нам предложили цену на порядок ниже», – говорит сотрудник Nordwind. Royal Flight в базовом для себя «Шереметьево» поставила лишь семь судов, другие семь стоят в Новосибирске и «Домодедово».

«Возобновление полетов будет зависеть от того, хватит ли у авиакомпаний денег на то, чтобы переждать этот период и начать оплачивать керосин и услуги аэропортов при снятии запретов и восстановлении спроса», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Основные статьи расходов у перевозчиков при простое – это лизинг судов и фонд оплаты труды, продолжает эксперт: с лизинговыми компаниями по возможности они договариваются об отсрочках, а пилотов и бортпроводников отправляют в простой.