Восточная Азия активно переходит с угля на газ
Цены на два вида сырья впервые сравнялись в регионеПриродный газ в странах Восточной Азии впервые сравнялся по стоимости с углем. Отчасти это связано с тем, что цены на сжиженный природный газ (СПГ) опустились до рекордного минимума из-за пандемии коронавируса. Сложившаяся ситуация может ускорить энергетическую трансформацию в регионе, как это ранее произошло в США, пишет The Wall Street Journal (WSJ).
Китай, Южная Корея и Тайвань еще до пандемии старались перейти на более чистую энергетику. Первый планирует в ближайшие годы стать крупнейшим в мире импортером СПГ, обойдя Японию. Корейское правительство еще в 2017 г. заявило, что запретит строительство новых электростанций, работающих на угле, и будет переводить некоторые старые на газ. Тайвань намерен довести долю газа в электрогенерации до 50% к 2025 г., а долю угля сократить до менее 33% с 50% в 2017 г.
До недавнего времени добиться таких результатов было трудно, поскольку у этих стран почти нет или недостаточно собственных запасов природного газа, а поставки СПГ были ограниченными и дорогими. Но в последние годы предложение увеличилось, так как появились новые СПГ-терминалы в Австралии и США, которые начали экспортировать газ благодаря сланцевой революции, поставки СПГ азиатским странам наращивает и Россия. Кроме того, рынок СПГ становится более ликвидным и глобальным. Если раньше торговля им велась по долгосрочным контрактам с поставкой в определенный пункт назначения, то теперь сроки контрактов сокращаются, их условия позволяют моментально изменить курс танкеров с СПГ. К тому же все большие объемы продаются на спотовом рынке.
В начале 2020 г. экономическая активность и спрос в мире резко снизились из-за пандемии коронавируса, что повлияло и на сырьевые рынки. Китайская CNOOC даже просила нескольких поставщиков СПГ, включая Royal Dutch Shell и Total, временно отменить поставки. В результате стоимость СПГ в Восточной Азии с октября снизилась на 64% до $2,43 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU) в конце марта. Эквивалентное количество угля из Австралии тогда стоило $2,56, по данным FactSet. В середине апреля оба вида сырья стоили около $2,5 за 1 млн BTU.
У долгосрочного спроса на газ хорошие перспективы, так как примерно 85% потребления идет на электрогенерацию, отопление и прочие коммунальные услуги, утверждает аналитик Argo Consulting Билл Гвозд. «Возможно, люди теперь работают дома, а не в офисах, но они по-прежнему используют газ для отопления домов, приготовления пищи и освещения», – говорит он (цитата по JWN Energy).
Аналогичная ситуация сложилась в 2010-е гг. в США, где сланцевая революция привела к падению цен на газ и сделала многие угольные компании неконкурентоспособными. В Южной Корее импорт угля в феврале 2020 г. сократился на 21,7% по сравнению с февралем 2021 г., а импорт СПГ, наоборот, увеличился на 30,3%, по данным S&P Global Platts Analytics. В марте 2020 г. были временно закрыты 28 из 60 работающих на угле станций, и, если цены на газ продолжат снижаться, на него могут быть переведены дополнительные станции, пишет WSJ со ссылкой на представителей отрасли.
В Китае, по данным BP, доля угля в потреблении энергоресурсов снизилась до 58% в 2018 г. с 72% десятилетием ранее. В 2019 г., правда, она несколько выросла, что отчасти объясняется беспокойством Пекина по поводу зависимости от импорта энергоресурсов. Но нынешние тренды на сырьевых рынках могут сподвигнуть крупных импортеров на увеличение закупок СПГ, приводит WSJ слова Чжу Ченя из консалтинговой фирмы Sia Energy.
Кроме того, пандемия COVID-19 снова заставила Китай обратить внимание на загрязнение воздуха, отмечает Омран аль-Кувари из Института устойчивых ресурсов при Университетском колледже Лондона в колонке в Asia Times. Ученые пришли к выводу, что высокий уровень легочных заболеваний, которые осложняли течение болезни у заразившихся коронавирусом и повышали смертность, связан с плохой экологией. И именно СПГ является для Китая наиболее экологичным способом быстро удовлетворить его огромные потребности в энергоресурсах.
Помешать переходу на газ может сокращение инвестиций в дорогостоящие СПГ-терминалы, что способно повысить ценовую волатильность. Но некоторые компании стараются обеспечить стабильность поставок в долгосрочной перспективе. Так, японская Saibu Gas и «Новатэк» планируют создать совместное предприятие, цель которого – превратить газовый терминал на юге Японии в транзитный хаб, куда доставлялся бы СПГ из России для продажи в Китай и другие страны Азии.