Китай может сократить импорт СПГ из-за коронавируса
Это грозит обвалом цен на газ на мировом рынкеКитайская CNOOC, а также, возможно, Sinopec и CNPC (контролируются государством) изучают возможность временного расторжения долгосрочных контрактов на покупку сжиженного природного газа (СПГ), сообщила в среду Financial Times (FT) со ссылкой на источники. Основанием могут стать форс-мажорные обстоятельства – вспышка коронавируса. Пекин борется за то, чтобы взять под контроль эпидемию, закрывая города и ограничивая поездки, но из-за этого резко снизился спрос на газ, объясняют собеседники FT. «В этом году китайский рынок СПГ начал очень слабо, – цитирует издание представителя СПГ-завода Huayou Zhonglan Energy. – Наше будущее зависит от того, как быстро правительство возьмет заболевание под контроль».
Представители CNOOC, Sinopec, CNPC и китайского консульства в среду не ответили на запросы «Ведомостей».
Из России в Китай газ поставляется с трех проектов. Из них наибольший объем приходится на построенный «Новатэком» «Ямал СПГ». Контракт с CNPC (владеет 20% в проекте) подразумевает, что китайская компания ежегодно покупает не менее 3 млн т СПГ (около 4 млрд куб. м в регазифицированном виде). Также в сжиженном виде газ в Китай поставляется с СПГ-завода на Сахалине, управляемого Sakhalin Energy. Кроме того, в декабре поставки трубопроводного газа по «Силе Сибири» начал «Газпром» – у компании тоже контракт с CNPC. К 2025 г. по трубе предполагается экспортировать до 38 млрд куб. м ежегодно, но выходить на этот уровень компании будут постепенно. В 2020 г. CNPC может ограничиться закупкой 4,25 млрд куб. м газа по этому маршруту, следует из публичных данных о параметрах контракта.
«Ситуация с коронавирусом в Китае никак не повлияла на экспорт газа по «Силе Сибири», – сообщал 31 января «Газпром». Других комментариев о поставках в КНР компания не дает. Близкий к «Газпрому» собеседник сообщил «Ведомостям» в среду, что «обращений от CNPC по корректировке объемов экспорта по газопроводу «Сила Сибири» не поступало. Поставки идут согласно контракту».
В «Новатэке» не стали отвечать по существу вопросов. Однако подчеркнули: «Отгрузки продукции с проекта «Ямал СПГ» осуществляются в плановом режиме в соответствии с заключенными договорами, включая поставки в азиатском направлении. Все стороны добросовестно исполняют взятые на себя обязательства».
Получить комментарии в Sakhalin Energy в среду не удалось. При общем производстве СПГ на Сахалине около 11,4 млн т на поставки в КНР приходится менее 4% (данные 2018 г.).
В последние годы Китай демонстрировал рекордные темпы роста потребления и импорта газа. В 2018 г. страна увеличила закупку газа за рубежом на 31,8% до 124,75 млрд куб. м. По оценкам МЭА, к 2023 г. этот показатель должен вырасти до 171 млрд куб. м. Однако замедление темпов роста экономики, погодные факторы и регуляторные изменения привели к снижению темпов роста импорта газа почти в 5 раз. По данным таможенного управления КНР, в 2019 г. страна импортировала около 133,2 млрд куб. м (+6,8% год к году). Это уже привело к избытку предложения на мировом рынке и падению спотовых котировок в Азии и Европе до рекордно низких значений.
Оценить, насколько эпидемия коронавируса может снизить потребление газа КНР, пока сложно. Если страна решится на фиксацию сокращения объемов потребления газа, китайские компании пойдут на объявление форс-мажора в последнюю очередь, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. «Первым пострадает спот, затем будут снижаться объемы закупок по долгосрочным контрактам до минимально допустимых значений по условию «купи или плати», далее начнет сокращаться добыча газа в стране», – считает Белова. В 2015–2016 гг. китайские государственные компании уже снижали добычу газа в стране при сохранении импорта СПГ, напоминает она. Но даже в таком сценарии на рынок может быть выброшено дополнительно до 17,5–19,5 млн т СПГ (в годовом выражении), посчитали в Vygon Consulting. «Масштаб бедствия от китайских инициатив сейчас оценить достаточно сложно, поскольку не понятно, когда начнется реальное снижение импорта газа и затем произойдет восстановление спроса. Но ясно одно: для и без того перегретого рынка СПГ это плохая новость», – резюмирует Белова.
Избыток предложения окажет дополнительное давление в том числе на европейский рынок газа, ключевой в формировании валютной выручки «Газпрома». «Для цен на газ в Европе наступил идеальный шторм – ввод новых мощностей, теплая зима, хранилища заполнены, а теперь еще и падение спроса на СПГ со стороны Китая, – говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. – Рынок будет восстанавливаться дольше, чем многие считали. В этом году, вероятно, цены в Европе будут еще ниже, чем в прошлом, когда рынок уже сильно провалился». Устойчиво ниже $100 за 1000 куб. м цены вряд ли упадут – в этом случае их будет балансировать снижение загрузки американских СПГ-заводов, считает Маринченко: «Но «Газпром» уже сейчас встает перед дилеммой – максимизировать объемы или ограничивать предложение, чтобы поддержать цены. Поставки по спотовым ценам уже осуществляются на грани рентабельности».
К спотовым котировкам в том или ином виде привязаны две трети долгосрочных контрактов «Газпрома» с европейскими покупателями. Определенный запас прочности компании пока дают соглашения, цена поставок в которых имеет нефтяную привязку. Но если период низких спотовых цен затянется, покупатели могут потребовать от российской компании пересмотра условий по таким контрактам, допускает Маринченко.
В «Газпроме» порог безубыточности поставок на европейский рынок и возможность сокращения объемов экспорта в случае дальнейшего падения цен комментировать отказались.