Коронавирус проверит мировую экономику на прочность

Эпидемия в Китае стала неприятным сюрпризом для инвесторов и компаний
Глава администрации Гонконга Кэри Лам, выступая на пресс-конференции в медицинской маске (на фото), объявила о приостановке транспортного сообщения с материковым Китаем
Глава администрации Гонконга Кэри Лам, выступая на пресс-конференции в медицинской маске (на фото), объявила о приостановке транспортного сообщения с материковым Китаем / Vincent Yu / AP

В январе Всемирный банк спрогнозировал умеренное восстановление мировой экономики, а американские и европейские фондовые индексы достигли рекордных отметок. Но вспышка коронавируса в Китае приобретает все больший масштаб, и вместе с этим растут экономические риски.

Глобальный риск

Рост мировой экономики ускорится с 2,4% в 2019 г. до 2,5% в 2020 г., а затем до 2,6% в 2021 г. и 2,7% в 2022 г., говорилось в недавнем докладе Всемирного банка. К основным рискам он относил новую эскалацию торговых конфликтов и связанную с ними неопределенность, а также более сильное, чем ожидается, замедление экономики крупнейших стран. Последней риск как раз начинает материализовываться, потому что распространение коронавируса создает проблемы экономике Китая.

Рост его ВВП в прошлом году замедлился до 6,1%, минимума с 1990 г. Если ситуацию с вирусом не удастся взять под контроль к марту, годовой темп роста в I квартале может составить менее 6%, считают специалисты Societe Generale. ING снизил прогноз роста в 2020 г. на 0,3 процентного пункта до 5,6%. Ухудшает ситуацию то, что вспышка вируса произошла перед празднованием китайского Нового года, когда миллионы китайцев едут за границу или в другие города страны. Кроме того, китайская экономика теперь гораздо больше зависит от спроса на внутреннем рынке, чем во время эпидемии атипичной пневмонии (SARS) в 2002–2003 гг., когда рост определялся прежде всего масштабами экспорта.

«Без [хорошего] роста в Китае не будет предпосылок и для роста мировой экономики», – отмечает главный стратег Principal Global Investors Сима Шах (цитата по The Wall Street Journal).

Беспокойство инвесторов уже спровоцировало скачок спроса на защитные активы, такие как золото и казначейские облигации США. Во вторник утром некоторое время даже наблюдалась инверсия кривой – доходность 10-летних казначейских облигаций была ниже, чем у 3-месячных бумаг, отмечает WSJ. Позднее доходность 10-летних бондов выросла с 1,57% до 1,63%.

Нефть Brent упала с $66 за баррель 20 января до $58,5 27-го на опасениях снижения спроса из-за замедления экономики Китая. Индекс S&P 500 в понедельник потерял 1,6% (более чем на 1% он не снижался с октября), но во вторник европейские и американские индексы отыграли около 1%. Пока слишком рано оценивать экономический ущерб от вируса и вероятность установления понижательного тренда на фондовых рынках, отмечает Майкл Фарра, гендиректор инвесткомпании Farr, Miller & Washington. Без внешних шоков все выглядит хорошо, «но очень похоже, что складываются предпосылки к дальнейшему снижению» котировок, приводит его слова WSJ.

Brent к 19.30 мск подорожала до $59,6 за баррель, а цена унции золота, подскочившая в понедельник до $1588,7, снизилась до $1569,1. По оценке Morgan Stanley, S&P 500 может опуститься на 5%, прежде чем рынок стабилизируется.

Миллионы на борьбу с вирусом

Крупные компании жертвуют средства на борьбу с коронавирусом. Microsoft потратит 1 млн юаней ($140 000), чтобы помочь жителям Уханя и провинции Хубэй купить защитные маски и медицинское оборудование. Продовольственный гигант Cargill передаст 2 млн юаней китайскому Красному кресту. Кроме того, помочь пообещали американские Dell, Apple, PepsiCo, Procter & Gamble, европейские Bayer, L’Oréal и Michelin. Благотворительный фонд основателя Microsoft Билла Гейтса и его жены Мелинды пожертвовал 5 млн юаней.

Влияние вируса на бизнес

Особенно сильно от вспышки коронавируса могут пострадать компании из люксового сегмента. У LVMH, Kering и Burberry свыше 30% продаж приходится на китайских покупателей, по данным RBC Capital. С начала года их акции снизились на 4%, 8% и 9% соответственно. Согласно консалтинговой фирме Bain, рынок люксовых товаров вырос на 5% до $1,3 трлн в 2018 г., и 90% этого роста обеспечили китайские потребители.

Многие китайцы теперь вынуждены воздержаться от поездок. Поэтому гостиничные сети Hilton, Marriott, Accor, InterContinental и сервис Airbnb не взимают комиссию за отмену броней до 8 февраля, отмечает Financial Times. Также в стране закрылись многие достопримечательности и парки развлечений, включая «Диснейленд» в Шанхае и Гонконге.

Глава администрации Гонконга Кэри Лам во вторник объявила о приостановке с четверга железнодорожного, автобусного и паромного сообщения с материковым Китаем, число авиарейсов сократится наполовину. В экономике Гонконга и так в 2019 г. начался спад из-за замедления в Китае и длившихся с июня массовых протестов в самом городе.

В последние дни сильно подешевели акции авиакомпаний, даже не летающих в Китай. У британского лоукостера EasyJet они упали в понедельник почти на 5%. Из-за риска «оказаться в одном самолете с тем, кто мог быть в определенных местах, желание полететь куда-то, вероятно, уменьшится», приводит FT слова Эндрю Чарльтона, аналитика Aviation Advocacy.

Последствия распространения вируса сказываются и на других секторах. Так, банки Credit Suisse и UBS попросили своих гонконгских сотрудников работать из дома, если они недавно посещали материковый Китай. Кроме того, в Ухане, где началась эпидемия, находятся заводы Nissan, PSA, Honda, General Motors, Geely, Renault и поставщиков комплектующих. Их производство там может пострадать из-за сбоя в цепочках поставок.

Выиграть могут супермаркеты в Китае, считают в ING: люди меньше будут посещать открытые рынки и больше заказывать продукты онлайн.