Россия может лишиться 70–80% турпотока из Китая из-за вспышки коронавируса

Пострадать могут гостиницы, рестораны, торговля
Вспышка коронавируса в Китае может серьезно повлиять на российскую туристическую отрасль
Вспышка коронавируса в Китае может серьезно повлиять на российскую туристическую отрасль / Ярослав Чингаев для Ведомостей

Вспышка коронавируса в Китае может серьезно повлиять на российскую туристическую отрасль – на долю путешественников из КНР приходится 18% турпотока из-за рубежа в Россию. Такой прогноз сделал глава Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, передал «Интерфакс».

По данным ФСБ, с целью туризма в Россию за девять месяцев 2019 г. въехало 1,29 млн граждан КНР – больше, чем из остальных стран; статистики за год еще нет.

К вечеру 27 января число умерших от коронавируса в Китае превысило 80, зараженных – около 2800 человек. 25 января Китай объявил дополнительные меры борьбы с распространением вируса, в том числе запрет на групповые туры за рубеж с 27 января.

Число китайских туристов за границей почти утроилось за последнее десятилетие и достигло 150 млн человек в 2018 г. Китай лидирует по этому показателю в мире, его туристы потратили за рубежом $130 млрд в 2018 г., отмечало Bloomberg.

Из-за сокращения китайского турпотока высвободится значительная часть номерного фонда гостиниц и туристических автобусов, прогнозирует Шпилько. Снизится посещаемость популярных у туристов музеев, магазинов и ресторанов. Если эпидемия будет нарастать, России необходимо менять стратегию продвижения за рубежом, чтобы привлечь туристов с новых рынков и загрузить отели и другую инфраструктуру, считает эксперт.

Январь – март – традиционно высокий сезон для китайских путешественников в России, рассказал Александр Агамов, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ», развивающей российско-китайский туризм. За I квартал 2019 г. в Россию приехало около 130 000–150 000 туристов из КНР, пик приходится на апрель – октябрь – тогда число вырастает втрое-вчетверо, отмечает он. «Мир без границ» ожидал в I квартале 2020 г. небольшой рост китайского турпотока, отмечает он: «Из них теперь 70–80% могут не приехать».

Стандартный тур на шесть ночей с посещением Москвы и Петербурга стоит, по словам Агамова, для туриста из Китая 40 000–60 000 руб. Но тратят китайские туристы больше всех, отмечает Агамов. По данным ЦБ, за первое полугодие 2019 г. они потратили $539 млн (более свежих данных нет). Средний чек в России при оплате с помощью WeChat Pay в декабре 2019 г. составил 10 358 руб., Alipay – 9975 руб., приводит данные гендиректор «Цифрового платежа» Ольга Ярыгина. Эта компания – оператор платежной системы Sendy и провайдер услуг китайских WeChat Pay и Alipay в России. Китайцы охотно покупают сувениры – изделия из янтаря, матрешки, меховые шапки, ювелирные изделия, брендовые вещи и традиционные продукты – водка, шоколад и сладости, перечисляет Агамов.

Российские продавцы люксовых товаров последние годы активно работали с китайскими туристами, нанимая продавцов со знанием китайского, дублируя надписи, меню и цены по-китайски.

Для ГУМа очень важны туристы из Китая, сообщил его гендиректор Теймураз Гугуберидзе: «Оценить потери, если они и будут, можно будет позже. В сезон китайского нового года поток туристов оттуда всегда снижался». Доля китайских туристов в обороте зависит от бренда, например, в магазине Omega на них может приходиться до 50% оборота, говорил президент Bosco di Ciliegi (владелец контрольного пакета ГУМа) Михаил Куснирович «Ведомостям» в 2016 г.

Для ЦУМа китайские покупатели приносили около 10% продаж, говорил ранее представитель универмага. Новых цифр он не раскрыл.

Китайских туристов традиционно меньше после новогодних каникул, замечает представитель «Киевской площади», владельца Radisson Collection Hotel Moscow и гостиницы «Славянская». Поэтому, рассуждает он, исчезновение китайских тургрупп не отразится на московском гостиничном рынке. По его словам, в «Славянской» не отменена ни одна броня, в Radisson Collection Hotel Moscow отменена одна броня от группы китайских туристов. Другие опрошенные «Ведомостями» гостиничные операторы (Accor, Cosmos Group, Azimut Hotels) и владелец гостиниц «Галс-девелопмент» от комментариев отказались.

В первую очередь пострадают компании, специализирующиеся на приеме китайских туристов, оценивает руководитель туроператора «Академсервис» Александр Курносов. Рынок сможет компенсировать это, рассуждает он: падение спроса на отели и транспорт снизит на них цены, это привлечет гостей из других стран и россиян. Курносов также надеется, что рынок освободится от серого бизнеса – нелегальных гидов и точек питания, которые работают только с китайскими группами.