Коронавирус ударил по рынку морских грузоперевозок
Контейнерные перевозчики теряют $350 млн в неделю, портовые грузчики скучают, экипажи не могут покинуть судаПромышленный сектор Китая постепенно возобновляет работу после затянувшихся из-за коронавируса новогодних праздников. Но многие предприятия еще закрыты или работают не в полную мощность из-за нехватки рабочих или сбоев в цепочках поставок. Это, в свою очередь, создает проблемы операторам сухогрузов. Спрос и тарифы на перевозку снизились, до четверти портовых мощностей простаивает.
Форс-мажор на верфях
Китайские судоверфи также откладывают строительство новых и модернизацию старых судов из-за нехватки комплектующих и специалистов, которые из-за транспортных ограничений не смогли вернуться на работу, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Некоторые верфи при этом ссылаются на форс-мажорные обстоятельства, чтобы избежать штрафов за неисполнение обязательств по контрактам. По данным VesselsValue, китайские верфи имеют заказы на 960 судов на общую сумму $27 млрд.
«У нас два корабля на юге Китая, которые должны быть модернизированы, – приводит WSJ слова скандинавского владельца танкеров, на условиях анонимности рассказавшего о возникших у него проблемах. – Они должны были вернуться в море через пару недель, но нам сказали, что верфь объявила форс-мажор из-за коронавируса, поэтому задержка составит минимум три недели».
Постпраздничный простой
Загрузка мощностей в основных китайских портах сейчас на 20–50% ниже обычного уровня, а более чем у трети портов хранилища заполнены на 90% с лишним, показал недавний опрос Shanghai International Shipping Institute. В Ухане, эпицентре эпидемии, тоже есть порт на реке Янцзы. Власти распорядились, чтобы он принимал только медикаменты и самые необходимые товары, потому что для других не хватает мощностей, пишет Financial Times (FT).
«Водители грузовиков провели ночь в кабинах, готовясь перегрузить товар на корабли, которые так и не пришли, – пожаловался WSJ Ли Чень, капитан буксира госкомпании Shanghai Salvage. – На таможне большие задержки с обработкой грузов, потому что сотрудников – раз-два и обчелся. Ажиотажа, обычного для периода после новогодних праздников, нет».
В отношении судов из Китая действует строгий карантин. Из-за этого их экипажи не могут сойти на сушу как в самом Китае, так и в других странах, даже если суда находятся в портах или на верфях, пишет FT. По словам генерального секретаря Международной палаты судоходства (ICS) Гая Платтена, на некоторых стоящих на якоре кораблях заканчиваются запасы еды.
Это мешает работе операторов во всех сегментах рынка – от нефтяных до контейнерных перевозок. Тарифы на перевозку нефти на супертанкерах за месяц снизились на 75% до $23 000 в день, а четыре месяца назад они составляли $140 000 в день, отмечает FT. Это связано с тем, что спрос на нефть в Китае, по некоторым оценкам, может снизиться на 25% в феврале.
Но сильнее всего сократится спрос на перевозку навалочных грузов, поскольку Китай сокращает импорт железной руды, угля и других видов сырья, считают специалисты IHS Markit. В начале февраля Capesize Index, отражающий транспортные издержки крупнейших перевозчиков навалочных грузов, стал отрицательным впервые с момента своего создания в 1999 г. Это означает, что некоторые маршруты для операторов стали убыточными.
Более широкий индекс Baltic Dry, отражающий стоимость перевозок сухих грузов судами разных размеров, упал с 800 пунктов в начале года почти до 400.
Проблемы по цепочке
Замедление торговли в результате коронавируса обходится контейнерным грузоперевозчикам в $350 млн в неделю, по подсчетам Sea-Intelligence. По ее данным, уже отменены десятки рейсов на перевозку почти 200 000 контейнеров через Тихий океан и более 150 000 контейнеров между Азией и Европой. По прогнозам Национальной федерации ритейлеров США и Hackett Associates, поставки контейнеров в американские порты в феврале сократятся на 12,9% в годовом выражении, а в марте – на 9,5%.
Правда, непохоже, чтобы цены на акции Wal-Mart, Amazon, Costco, Target или Best Buy отражали риск перебоя в поставках, отвечает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: все они торгуются на рекордных уровнях или около них. «Возможно, логика участников рынка заключается в том, что запасов, накопленных во время войны пошлин [между США и Китаем], ритейлерам хватит, чтобы пережить ближайший квартал», – рассуждает Триси.
Но в транспортном секторе ситуация будет оставаться трудной еще много месяцев, считают брокеры и аналитики. «Это настоящий хаос, – говорит Эйрик Хаавалдсен из инвестбанка Pareto Securities (цитата по FT). – Китай очень важен для всего, что связано с морскими грузоперевозками».
Оптимисты надеются, что спрос восстановится, когда эпидемию удастся остановить. Ожидается, что Пекин предпримет меры для стимулирования экономики. Но некоторые представители отрасли начинают видеть проблему в столь сильной зависимости от одной страны, пишет FT. «Сначала была торговая война, а теперь вспышка коронавируса, – говорит Эрик Брукхейзен из брокерской компании Poten & Partners. – Люди захотят иметь запасной вариант».