Крупнейший аэропорт страны станет полностью частным

Акционеры «Шереметьево» решили выкупить у государства оставшиеся 30%
Выкуп частными акционерами доли государства в «Шереметьево» станет крупнеqшей сделкой в аэропортовой отрасли России
Выкуп частными акционерами доли государства в «Шереметьево» станет крупнеqшей сделкой в аэропортовой отрасли России / Марина Лысцева / ТАСС

Росимущество получило заявку от ООО «Шереметьево холдинг» на исполнение опциона по выкупу госпакета АО «Международный аэропорт «Шереметьево», рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. «Шереметьево холдинг» является контролирующим акционером АО «Международный аэропорт «Шереметьево» (66,1% акций), Росимуществу принадлежит 30,46%. Компании принадлежит одноименный аэропорт. В 2019 г. «Шереметьево» обслужило 49,9 млн пассажиров, это восьмой результат в Европе.

«Шереметьево холдинг» принадлежит кипрской TPS Avia Holding, в которой 65,22% у траста, действующего в интересах семей председателя и члена совета директоров аэропорта Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% – у Аркадия Ротенберга.

Частный акционер предлагает цену выкупа госпакета в соответствии с акционерным соглашением Росимущества и «Шереметьево холдинга», добавляют собеседники: это оценка на момент консолидации активов аэропорта плюс 35%. Консолидация активов «Шереметьево» началась в 2015 г. по указу президента и завершилась в мае 2017 г. До нее аэропорт почти на 100% принадлежал Росимуществу, а «Шереметьево холдинг» владел отдельными объектами на территории аэропорта: грузовым терминалом, парковками и др. При консолидации частная компания получила в «Шереметьево» контрольный пакет, так как обязалась построить в нем новые объекты: пассажирский терминал В, подземные тоннели под аэродромом для связи терминала В с южным терминальным комплексом (терминалы D, E и F), новые грузовой терминал и топливозаправочный комплекс. Средства на строительство объектов «Шереметьево холдинг» внес в уставные капиталы специально созданных компаний, которые при консолидации стали «дочками» «Шереметьево». Все эти объекты суммарной стоимостью около $750 млн построены в 2017–2018 гг.

«Шереметьево холдинг» по акционерному соглашению имеет право потребовать выкупить госпакет, Росимущество – предъявить свои акции к продаже частному акционеру.

Размер оценки активов «Шереметьево» в ходе консолидации не назывался. Собеседники «Ведомостей» тоже ее не говорят. Заявку частного акционера будут рассматривать также Минтранс и Минэкономразвития, а окончательную цену выкупа определит оценка, которую проведет привлекаемый Росимуществом независимый оценщик. «Шереметьево холдинг» согласно акционерному соглашению может с этой оценкой не согласиться и отказаться от выкупа, добавляет один из собеседников. Тогда госпакет может быть выставлен на открытый аукцион.

Госпакет «Шереметьево» можно оценить в 50–70 млрд руб., говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. 

Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова оценивает госпакет «Шереметьево» в 65–70 млрд руб. Продажа госпакета «Шереметьево» по такой цене стала бы рекордной сделкой в аэропортовой отрасли. Пока крупнейшими остаются две сделки по продаже в 2017 г. по 25% «Воздушных ворот Северной столицы» (концессионер «Пулково») – размер каждой составил примерно 250 млн евро.

Частные акционеры «Шереметьево» не скрывали желания выкупить пакет государства. Пономаренко в интервью «Ведомостям» в январе рассказывал, что для выкупа госпакета частные акционеры рассматривают возможность продать 30% «Шереметьево» и ведут переговоры с несколькими потенциальными покупателями. Также он говорил, что в середине января действие опциона еще не началось. Получается, он заработал совсем недавно и «Шереметьево холдинг» почти сразу им воспользовался.

«Шереметьево холдинг», покупая акции государства и продавая стратегу аналогичный по размеру пакет, получает возможность контролировать, кто станет его партнером по этому бизнесу. «30% – это большой пакет, важно иметь качественного соинвестора», – считает Сахнова. Привлечение крупного международного стратега позволило бы «Шереметьево» эффективнее внедрять новейшие технологии по обслуживанию авиакомпаний и пассажиров, считает она.

«Шереметьево» динамично развивается, это крупнейший аэропорт в России. А международные стратегические инвесторы активно интересуются российскими аэропортами, поэтому им будет интересен и этот актив, говорит Ганелин.

Впрочем, покупка госпакета может оказаться длительной процедурой. Одновременно с «Шереметьево» был консолидирован и аэропорт «Внуково». После консолидации активов блокпакет аэропорта остался у Росимущества, а 75% минус 1 акция перешли к компаниям Виталия Ванцева и отца депутата Госдумы Андрея Скоча Владимира. Частные акционеры «Внуково» задействовали свой опцион на выкуп госпакета еще весной 2018 г., рассказывал Ванцев «Ведомостям». Но сделка до сих пор не совершена. Оценка госпакета «Внуково» проведена, но для продажи необходимо соответствующее распоряжение правительства. А такого документа еще нет, рассказал человек, близкий к одному из акционеров аэропорта. 

«В случае поступления соответствующей заявки Минтранс рассмотрит ее», – говорит представитель министерства. Представитель Росимущества от комментариев отказался, представители «Шереметьево» и Минэкономразвития на запросы «Ведомостей» не ответили.