«Шереметьево» стало восьмым по величине аэропортом Европы
За год он поднялся на две ступени, обогнав аэропорт Мюнхена и лондонский «Гатвик»В 2018 г. «Шереметьево» впервые в истории российских аэропортов вошло в десятку крупнейших в Европе по количеству обслуженных пассажиров, оттеснив на 11-е место римский «Фьюмичино». В прошлом году компания Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга развила успех. В 2019 г. трафик в «Шереметьево» вырос на 8,9% и достиг 49,9 млн человек.
Это позволит аэропорту стать теперь уже восьмым по величине в Европе. Ведь «Шереметьево» демонстрирует самый быстрый рост в топ-10. О показателях за весь 2019 год из конкурентов отчитался только аэропорт Стамбула. Его трафик не изменился – 68 млн человек. Все остальные сообщали только о результатах за 11 месяцев. Но уже по итогам января – ноября «Шереметьево» было восьмым, и декабрь никак не мог повлиять на этот расклад. «Гатвик» в течение года рос всего на 0,5%, и его трафик за 12 месяцев едва ли достигнет 47 млн человек. Аэропорт Мюнхена рос темпами 4–5%, а в начале года пресс-служба прогнозировала пассажиропоток в 48 млн человек. До занимающего 7-е место аэропорта Барселоны «Шереметьево» не хватит примерно 3 млн пассажиров. Представитель аэропорта Мюнхена от комментариев отказался, его коллега из «Гатвика» на запрос «Ведомостей» не ответил.
«Рост «Шереметьево» связан прежде всего с группой «Аэрофлот», которая, как и вся российская авиация в целом, растет быстрее мирового рынка. Иностранные авиакомпании, в том числе активно летающие в «Шереметьево» китайские перевозчики, особо погоды не делают», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. «Аэрофлот» в январе – ноябре перевез 34,4 млн человек, обеспечив базовому аэропорту 75% всех пассажиров. Но «Аэрофлот» вырос за этот период только на 4,8%. Зато в «Шереметьево» в конце 2018 г. часть своего московского флота перевела из «Внуково» крупнейшая «дочка» «Аэрофлота» – авиакомпания «Россия». В 2019 г. компания перевезла через «Шереметьево» около 4 млн пассажиров, говорит представитель «России».
Впрочем, в любой момент может наступить стагнация, скептичен Рыбак: «Экономика России и доходы населения не растут, бурный рост перевозок уже несколько лет поддерживается чрезмерной конкуренцией и заниженными ценами на перелеты. Авиакомпании в целом убыточны, период низких цен вскоре закончится, а с ним и рост».
«Рост «Шереметьево» может поддерживать международный транзит: «Аэрофлот» важную ставку делает на перевозки из Европы в Юго-Восточную Азию через «Шереметьево», в ближайшие годы «Аэрофлот» серьезно нарастит дальнемагистральный флот», – отмечает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Также «Шереметьево» может расти за счет переманивания авиакомпаний из других московских аэропортов. 17 января открывается терминал С1, куда перейдут международные рейсы «Аэрофлота», что сильно разгрузит терминалы D, E и F, добавляет Пантелеев. Но против «Шереметьево» сыграет введение режима «открытое небо» в «Пулково», так как многие пассажиры, летавшие в Европу через Москву, будут летать напрямую из Санкт-Петербурга, говорит он.