Александр Пономаренко: «Шереметьево» нет смысла строить избыточные терминалы»

Совладелец «Шереметьево» рассказывает, во что будет инвестировать крупнейший аэропорт России и о фишке нового терминала С1
Александр Пономаренко — совладелец, председатель совета директоров аэропорта «Шереметьево»/ Андрей Гордеев / Ведомости

«Шереметьево» за последние два года, с декабря 2017 г., построило новых объектов примерно на $1,2 млрд: крупнейший в России грузовой терминал, подземные тоннели под аэродромом, топливозаправочный комплекс (ТЗК), терминал В и, наконец, в прошлую пятницу был запущен терминал С1. Пропускная способность «Шереметьево» достигла 80 млн человек в год. В инвестировании наступает пауза, и следующий терминал будет построен не раньше 2026 г. Зато теперь аэропорт планирует свое долгосрочное развитие не до 80 млн, а до 100 млн пассажиров. В интервью «Ведомостям» совладелец аэропорта, председатель совета директоров Александр Пономаренко рассказал, почему это стало возможным и отчего аэропорту не понадобится строить седьмой терминал G, а также о поиске соинвестора для «Шереметьево».

– Три дня назад ваш новый терминал С1 принял первый рейс. Когда в него будут переведены все международные рейсы «Аэрофлота» и терминал заработает на полную мощь?

– Все международные рейсы базового перевозчика в новый терминал С переведены не будут. Его пропускная способность составляет 20 млн пассажиров в год, возможности терминала В, который принимает внутренние рейсы «Аэрофлота», тоже 20 млн. При этом «Аэрофлот» перевозит почти 40 млн человек. На пределе пропускной способности произойдет снижение уровня сервиса.

Поэтому часть международных рейсов «Аэрофлоту» все-таки удобнее оставить в терминале D. Рейсы в терминал С будут переводиться постепенно в течение этого года. К концу года «Аэрофлот» переведет в него международные рейсы, эквивалентные перевозке 14 млн пассажиров в год (всего «Аэрофлот» в год перевозит около 20 млн пассажиров на международных линиях. – «Ведомости»). Но так как перевод будет плавным, то в этом году терминал С планово примет около 7,3 млн пассажиров.

– Какие интерьерные и технологические особенности терминала С1?

– Терминал С объединяет с терминалом В единый фасад и единое внутреннее пространство. Сам терминал, как и терминал В, выполнен в эстетике русского конструктивизма, дизайн разработали архитекторы международной компании RMJM. Главное, что отличает это направление от остальных течений в архитектуре, – в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение. Основная идея отражена в оформлении пола, потолка, стен и колонн. В отделке интерьеров применены в основном натуральные гранитные и мраморные плиты, матированное и прозрачное стекло с подсветкой, разнофактурные стеновые панели, а также в интерьере присутствует натуральное и искусственное озеленение.

– На церемонии открытия не была презентована так называемая фишка терминала, уникальный объект для привлечения внимания пассажиров. Что это будет?

– Это будет механический арт-объект «Глобус» высотой 15 м, под самый потолок: вращающийся земной шар с синхронно перемещающимися вокруг него спутниками. В составе объекта имеется система медиаэкранов, представляющих историю авиации и полетов, начиная с Леонардо да Винчи. Будет очень круто смотреться! Его изготовила немецкая компания, которая занимается подобными эксклюзивными объектами под заказ. К открытию, к сожалению, не успели его смонтировать, это добавило бы эмоций. Он будет готов в апреле.

Сколько нужно терминалов

– Во сколько обошелся терминал С1?

– Вместе с паркингом – в 32 млрд руб. Когда несколько лет назад терминал начинали проектировать, доля трансферных пассажиров была 32%, сейчас она составляет 49%. Мы увеличили зону для трансферных пассажиров, о чем просил «Аэрофлот»; это повлекло увеличение объема технического задания в части расширения зоны трансфера, зоны безопасности, багажных систем, зоны подсобных подвальных помещений и т. д. Во время строительства мы дополнительно профинансировали перекладку инженерных сетей с учетом будущего терминала С2.

В процессе мы приняли решение о формировании посадочного павильона в виде исторического архитектурного облика – «рюмки». Цифра 32 млрд руб. включает также и выкуп здания старого паркинга, который принадлежал французской Vinci. 

Александр Пономаренко

совладелец, председатель совета директоров аэропорта «Шереметьево»
Родился в 1964 г. в г. Белогорске Крымской области. Окончил Симферопольский государственный университет им. М. В. Фрунзе. Доктор экономических наук
1995
председатель совета директоров Русского генерального банка
2005
председатель совета директоров Банка инвестиций и сбережений (Инвестсбербанк), также с 2004 по 2011 г. возглавлял совет директоров Новороссийского морского торгового порта
2011
председательствует в совете директоров АО «ТПС недвижимость» (по настоящее время)
2015
вошел в совет директоров АО «Международный аэропорт Шереметьево», в 2016 г. избран председателем совета
– За последние полтора-два года «Шереметьево» ввело новые объекты стоимостью примерно $1,2 млрд без учета инвестиций в рамках концессии. Какой терминал и когда будет следующим?

– Дальнейшее развитие инфраструктуры мы планируем с учетом программы развития наших авиакомпаний-партнеров, и в первую очередь базового перевозчика – группы «Аэрофлот». Следующий – так называемый терминал С2, проектирование которого мы уже начинаем сейчас, а вот строительство запланировали на период с 2024 по 2026 г. (плановый срок запуска в эксплуатацию – I квартал 2026 г.). Пропускная способность терминала С2, который будет обслуживать международные рейсы, составит не менее 15 млн пассажиров в год. Вместе с терминалами В и С1 он образует единый терминальный комплекс длиной 1 км.

– Когда планируется реконструкция единственного советского терминала «Шереметьево» – F, построенного к московской Олимпиаде 1980 г.?

– Только после ввода в эксплуатацию терминала С2 в 2026 г. Потому что только тогда у нас будут свободные мощности для перевода туда рейсов на время реконструкции F.

– Вы рассказывали раньше, что к 2026 г. планируете довести пропускную способность «Шереметьево» до 85 млн человек и трафик до 80 млн. Но в прошлом году топ-менеджеры аэропорта заговорили о мощности терминалов уже в 100 млн человек. Почему увеличили планы?

– В этом году была принята новая структура воздушного пространства Московского авиаузла. И если раньше «воздух» позволил бы нам принять и отправить рейсов максимум на 85 млн пассажиров, то при новой структуре пропустит 110 млн пассажиров. Второе возможное ограничение – это пропускная способность аэродрома. В 2019 г. была достроена третья взлетно-посадочная полоса. Все это позволяет нам планировать развитие до 100 млн пассажиров в год.

– Еще в прошлом году было объявлено о планах строительства седьмого терминала – G. Что это за проект?

– В реальности таких планов сейчас нет. Были размышления о возможном таком объекте на юге, рядом с терминалом D. Но когда мы внимательно все изучили, решили, что с учетом уже проектируемых терминалов он нам не нужен. Строительство С2 и глубокая реконструкция после этого терминала F и так дадут нам пропускную способность в 100 млн пассажиров.

Плюс у нас сегодня 43% выручки обеспечивают неавиационные доходы. Это сдача площадей в аренду. Чтобы нашим арендаторам было выгодно у нас работать, нам нет смысла строить избыточные терминалы.

– Но если вам понадобится довести мощность терминалов до 110 млн пассажиров?

– Трафика в 80 млн человек мы, как и ранее, планируем достичь в 2026–2027 гг. Исходя из планов развития авиакомпаний, в 2030–2033 гг. должны выйти на 100 млн пассажиров. Но рассуждать сейчас о 110 млн человек – это некорректно. Мы создали условия для роста. Но каким он будет – зависит от динамики ВВП страны и доходов населения, от способности авиакомпаний наращивать свой флот. Аэропорт повлиять на это не может.

Борьба за авиакомпании

– «Шереметьево» в 2019 г. стало самым быстрорастущим из 10 крупнейших аэропортов Европы: пассажиропоток вырос на 8,9% до 49,9 млн человек. Но в начале года планировалось 52 млн. Почему недобрали пассажиров?

– Прогнозы на этот год исходили из расписаний авиакомпаний, которые формировались еще в сентябре 2018 г. Но «Аэрофлот» позже, чем изначально предполагал, принял программу пополнения флота. «Россия» московскую чартерную программу пока не перевела к нам из «Внуково». Второй наш крупнейший перевозчик – «Северный ветер» не все суда ввел, которые планировал.

В 2020 г. эта инерция сохранится, поэтому мы планируем рост на уровне 3–4%. Зато в 2021 г. планируем более быстрые темпы трафика – увеличение на 8%.

В последние два года активный рост показали «Аэрофлот» (+13% – с 33,1 млн до 37,45 млн пассажиров), «Северный ветер» и «Икар» (+67% – с 2,9 млн до 4,88 млн), «Роял флайт» (+74% – с 0,62 млн до 1,1 млн). Наши усилия по привлечению китайских авиакомпаний и созданию для них комфортных условий по наращиванию пассажиропотока начали приносить результаты – сегодня в «Шереметьево» выполняют регулярные рейсы восемь китайских авиакомпаний, которые связывают 28 направлений в Китае воздушным сообщением с «Шереметьево». За последние два года пассажиропоток китайских перевозчиков в «Шереметьево» вырос на 31% и составил 1 млн пассажиров в год.

АО «Международный аэропорт Шереметьево»

Крупнейший аэропорт России и восьмой в Европе

Основные акционеры (данные компании на 31 декабря 2018 г.): ООО «Шереметьево холдинг» (66,1%; принадлежит компании TPS Avia Holding, в последней 65,22% у траста, действующего в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% – у Аркадия Ротенберга), Росимущество (30,46%).
Финансовые показатели (МСФО, 2018 г.):
выручка – 57,98 млрд руб.,
чистая прибыль – 11 млрд руб.
Пассажиропоток (2019 г.) – 49,9 млн человек.

– Условием перехода «России» «Аэрофлот» называл строительство для нее ангара.

– Ангар построен, в данный момент происходит его передача дочерней компании «Аэрофлота» «А-техник» для монтажа собственного оборудования.

– С переводом «Аэрофлотом» международных рейсов в С1 освободятся южные терминалы D, E и F. С какими авиакомпаниями ведете переговоры, чтобы их заполнить?

– Сейчас я об этом не скажу. Это нормальная конкуренция внутри Московского авиаузла между «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево». Живем в конкурентной среде, боремся, работаем. За последние два года «Шереметьево» привлекло 10 новых авиакомпаний, как перешедших из других аэропортов, так и открывших полеты в Россию: это British Airways, «Брюссельские авиалинии», «Вьетнамские авиалинии», «Уральские авиалинии», «Белавиа», Turkish Cargo и др.

– Железная дорога для «Аэроэкспресса» в северные терминалы будет построена только в конце 2021 г. Приезжающим в аэропорт «Аэроэкспрессом» до севера надо добираться поездом по подземному тоннелю, который уже при одном работающем терминале В часто бывает переполнен. С открытием терминала С поезд будет справляться с потоком пассажиров?

– Тоннель справится. «Аэроэкспрессом» пользуется только 12% пассажиров аэропорта. Рейсы в С будут переводиться плавно. Сейчас, если вы опоздали на ближайший поезд, вы переходите на противоположную сторону платформы и уезжаете через 3–4 мин на следующем. Теперь в периоды пиковой нагрузки при максимальном пассажиропотоке вам, возможно, придется следующий поезд пропустить и уехать буквально через 8 мин.

Взлетно-посадочных полос хватит

– В сентябре 2019 г. Росавиация ввела в «Шереметьево» третью взлетно-посадочную полосу (ВПП-3), и вы наконец можете закрыть на ремонт сильно изношенную ВПП-1. Сколько он продлится и во сколько обойдется?

– ВПП-1 была закрыта на реконструкцию в выходные, 18 января. Работы продлятся до конца этого года. Реконструкцию планируется произвести в рекордные для России сроки в 11 месяцев. При этом, по сути, реконструкция предполагает полную разборку и новое строительство полноценной цементобетонной ВПП длиной 3550 м и шириной 60 м. За такие сроки в России ВПП еще не строили.

Для того чтобы обеспечить качественную и бесперебойную работу в условиях закрытия ВПП-1, специалисты АО «МАШ» совместно со специалистами «Аэрофлота» и Госкорпорации по организации воздушного движения провели моделирование и разработали 17 сценариев работы при различных условиях конфигурации использования ВПП и различных метеоусловиях. Проанализировали и подготовили алгоритмы работы диспетчеров руления, провели совместные тренировки и обучение персонала при работе в условиях закрытия ВПП-1. 

При этом, если ВПП-1 и -2 вместе давали возможность обслужить 65 ВПО в час (взлетов/посадок в час), так как они зависимые, то работающие ВПП-2 и -3 дают возможность обслуживать до 80 ВПО в час (две независимые ВПП). Планируемое максимально потребное количество ВПО в 2020 г. не более 70 ВПО в час, поэтому мы должны справиться.

В декабре она снова откроется. Инвестиции в объект составят порядка 8 млрд руб. с НДС.

– Каков источник инвестиций в ваши новые объекты?

– Терминал С1 построен на собственные средства аэропорта «Шереметьево». С2 тоже планируется на собственные. Аэродром у нас находится в концессии на 49 лет, поэтому аэродромные объекты за счет собственных средств мы не можем строить. По условиям концессии к тарифу за взлет-посадку, который платят авиакомпании, введена инвестиционная составляющая для финансирования аэродромной инфраструктуры, ее размер в пересчете на каждого пассажира примерно 85 руб. Эти средства поступают на специальный счет, и их расходование контролирует Счетная палата. Но так как эти средства накапливаются постепенно, то реконструкцию полосы мы финансируем за счет кредита Сбербанка, который будет погашен за счет инвестиционной надбавки.

– Сколько «Шереметьево» собрало за счет инвестнадбавки в прошлом году и сколько будет в этом?

– В этом году будет собрано по концессии 4,8 млрд руб. В 2019 г. было меньше, так как инвестсоставляющая начала платиться весной, около 3,9 млрд руб.

– Пока зима бесснежная. Нет опасений, что в случае снегопадов две полосы не будут справляться с приемом всех судов?

– У нас сейчас 50 млн пассажиров. Лондонский Heathrow c двумя полосами принимает 80 млн человек. У них летние пики составляют 1100 рейсов в сутки, у нас – 1050 рейсов в сутки. У них столько пассажиров, потому что значительно больше широкофюзеляжных судов. Но мы летом справлялись с двумя зависимыми полосами (ВПП-1 и ВПП-2), зимой, когда трафик значительно ниже, с двумя независимыми справимся совершенно точно. 

«Шереметьево» и основной оператор наземного обслуживания ООО «Шереметьево хэндлинг» существенно увеличили парк аэродромной техники и спецмашин для обслуживания воздушных судов, багажа и пассажиров. Техническое перевооружение было осуществлено с учетом открытия ВПП-3 и предстоящего запуска терминала С. Эти меры направлены на поддержание аэродромного комплекса в эксплуатационном состоянии при любых погодных условиях, а также для бесперебойного обслуживания пассажиров и авиакомпаний при высокой интенсивности перевозок в зимний период. Сегодня используется более 160 единиц высокопроизводительной аэродромной спецтехники и оборудования. 

– В какие сроки будет построена вторая очередь грузового терминала «Москва карго»?

– Проектная пропускная способность второй очереди грузового терминала составит порядка 300 000 т в год. Строительство второй очереди будет реализовано в два этапа. Первый этап планируется завершить в IV квартале 2021 г. (срок строительства составит примерно 14 месяцев). Завершены инженерные изыскания, и ведется разработка архитектурно-функциональной концепции объекта. Реализация второго этапа запланирована на 2024 г.

– За счет грузопотоков каких авиакомпаний можно заполнить такие большие мощности?

– В первую очередь мы делаем ставку на рост объемов наших стратегических партнеров – группы компаний «Аэрофлот» и альянса SkyTeam, крупнейшей грузовой авиакомпании России ООО «Авиакомпания Эйрбриджкарго», а также развитие сотрудничества с азиатскими авиаперевозчиками.

Сколько продать акций

– Когда планируете завершить переговоры о продаже части ваших акций «Шереметьево»? И какой пакет все-таки будет продан – 10 или 30%?

– Продажа 10% планировалась в 2017–2018 гг., когда мы еще строили ТЗК, терминал В, тоннели и грузовой терминал. Эти объекты по соглашению с Росимуществом должен был профинансировать частный акционер «Шереметьево», и у нас были опасения, что средств не хватит. В итоге при строительстве объектов, которые были сданы к ЧМ-2018, мы даже получили экономию.

С тех пор о продаже 10% мы не говорим. Сейчас мы в другой истории: рассматриваем продажу 30%-го пакета. В том числе как возможный источник получения средств на выкуп у государства 30% акций «Шереметьево».

– И на какой стадии переговоры с инвесторами по 30%?

– Работа ведется, это непростая сделка, больше пока ничего не могу сказать. Это стратегические инвесторы, и основных претендентов четверо. 

– По соглашению с Росимуществом вы имеете право на call-опцион на выкуп госпакета, и Росимущество имеет право на put-опцион на продажу вам госпакета. Кто-то планирует реализовать свои опционы?

– По условиям акционерного соглашения наш опцион на выкуп государственного пакета в МАШ еще не начал действовать – у нас еще есть время подумать и взвешенно принимать решение.

– Можете сказать хотя бы примерно, за сколько хотите продать 30%?

– Это всегда вопрос торговли и переговоров, и зависит он от множества факторов. Например, у нас рост в 2020 г. снизится, а в 2021 г., наоборот, планируем ускорение. Но насколько мы сможем эти прогнозы доказать в переговорах? Поэтому называть цифры я бы не хотел.

– Каковы финансовые показатели «Шереметьево» в 2019 г.?

– Прогнозная выручка по МСФО выросла до 84,4 млрд руб. против 58 млрд руб. в 2018 г. EBITDA и чистую прибыль готов озвучить только после подготовки отчетности.

– У вашей компании TPS Real Estate не появилось новых проектов по строительству торгово-развлекательных центров (ТРЦ)?

– Мы сейчас рассматриваем несколько площадок и проектов в Москве.

Компания TPS Real Estate (TPS RE) строго придерживается выбранной стратегии, которая уже доказала свою устойчивость в различных рыночных условиях. В соответствии со стратегией TPS RE системно подходит к выбору земельных участков под размещение своих ТРЦ, и это накладывает ограничения. Очевидно, что качественные земельные участки по разумной цене – это крайне редкий товар.

– А продать никакой ТРЦ не планируете? Например, «Океанию» или «Хорошо»?

– А зачем? Продать, чтобы строить новые ТРЦ, нет смысла. Арендные доходы в долларах и близко не достигли того уровня, который был до девальвации рубля в конце 2014 г. Поэтому цена продажи была бы относительно невысока, а стоимость земли в правильных местах и стоимость строительства выросли. Если и продавать, то всю компанию. Но этот путь мы не рассматриваем.