«Аэроэкспресс» станет частью Московских центральных диаметров

Поезда в «Шереметьево» будут стартовать не с Белорусского вокзала, а из расположенного на западе Московской области Одинцова
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

С запуском первой ветки Московского центрального диаметра (МЦД-1 Одинцово – Лобня) все поезда «Аэроэкспресса» в «Шереметьево» будут отправляться из Одинцова. Нынешняя стартовая точка маршрута – Белорусский вокзал станет промежуточной остановкой, рассказала «Ведомостям» гендиректор «Аэроэкспресса» Алина Бисембаева. МЦД-1 правительство Москвы планирует открыть в конце этого – начале следующего года.

Уже с июля 2–3 рейса в день – первые и последние – «Аэроэкспресс» в тестовом режиме отправляет из Одинцова. Но с открытием МЦД-1 поезда будут полностью интегрированы в городскую сеть, продолжает Бисембаева: между Одинцовом и Белорусским вокзалом «Аэроэкспресс» будет следовать со всеми остановками и по тарифам МЦД (около 50 руб. – «Ведомости»). Между Белорусским вокзалом и «Шереметьево» сохранится режим экспресса, но уже с двумя остановками – к станции Окружная на МЦК добавится Савеловский вокзал.

РЖД в начале 2018 г. объявила, что с открытием МЦД-1 переведет «Аэроэкспресс» на Савеловский вокзал, чтобы снизить загруженность путей. Но этот маршрут менее удобен для пассажиров, что грозило снижением трафика компании, рассказала Бисембаева. 20% специально опрошенных «Аэроэкспрессом» пассажиров заявили, что перенос начала маршрута на Савеловский вокзал станет для них серьезным барьером при выборе трансфера в аэропорт, еще порядка 60% сказали, что для них это в значительной степени менее комфортно и также может повлиять на выбор в пользу другого вида транспорта.

«Аэроэкспресс» провел переговоры с владельцем путей РЖД, оператором на МЦД – Центральной пригородной пассажирской компанией, правительством Москвы и решил «не быть помехой на пути», а возить пассажиров из Одинцова, добавила Бисембаева. Это позволит остаться на Белорусском вокзале, а огромному количеству людей станет еще проще добираться до аэропорта. Появление в 2018 г. промежуточной остановки Окружная добавило компании примерно 200 000 пассажиров, а старт из Одинцова со всеми остановками (Сколково, Тестовская и др.) даст в общей сложности еще около 1 млн пассажиров в «Шереметьево», ожидает она. Это немало, всего в этом году в «Шереметьево» компания перевезет порядка 6 млн человек.

18 поездов

сейчас в парке «Аэроэкспресса», из которых 11 двухэтажных поездов Stadler и семь одноэтажных поездов «ЭД4МКМ аэро»

Время в пути между Одинцовом и «Шереметьево» сейчас составляет 90 мин. Путь от аэропорта до Белорусского вокзала – 35 мин. Так как удлинение маршрута добавит много пассажиров, то на шереметьевском направлении будут работать только двухэтажные швейцарские поезда Stadler, которые пока ездят в «Домодедово» и «Внуково». Чтобы сохранить частотность рейсов во все аэропорты (каждые полчаса в «Домодедово» и «Шереметьево», раз в полчаса или в час во «Внуково»), при удлинившемся шереметьевском направлении «Аэроэкспрессу» потребуются дополнительные составы. Компания арендует в РЖД три поезда «Ласточка», этого будет достаточно, рассказала Бисембаева.

Будет ли компания по такой же схеме пускать поезда в «Домодедово» и во «Внуково», когда и до них дотянутся Московские центральные диаметры, представитель «Аэроэкспресса» не говорит. Правда, и сроки запуска движения на этих направлениях пока неизвестны.

«Дата запуска МЦД-1 и график движения поездов обсуждаются правительством Москвы совместно с РЖД», – говорит представитель департамента транспорта Москвы. Представитель РЖД от комментариев отказался.

«Поезда «Аэроэкспресса» в пиковые часы уже сейчас перегружены. Если к этим пассажирам добавятся пассажиры из Одинцова и других промежуточных остановок, это может привести к снижению качества сервиса даже с учетом двухэтажных Stadler», – говорит гендиректор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Плюс на участке между Одинцовом и Белорусским вокзалом появятся пассажиры, которые ездят в режиме электрички, а не до аэропорта, – это тоже может привести к ухудшению сервиса, предупреждает эксперт. А это чревато оттоком основной аудитории, добавляет он.

Ранее двухэтажные поезда не ездили в «Шереметьево», так как считалось, что они не пройдут под Тверским путепроводом рядом с Белорусским вокзалом. Но Бисембаева говорит, что совместные с РЖД замеры показали: двухэтажные Stadler там проходят.