Мэрия Москвы заказала новую транспортную стратегию города

Российский офис McKinsey проанализирует, как ускорить движение с помощью big data и технологий Илона Маска
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Новую программу развития транспортного комплекса Москвы на 2019–2023 гг. и на период до 2040 г. разработает российский офис консалтинговой компании McKinsey. Ее «дочка» «Маккинзи и компания Сиайэс» оказалась единственным участником тендера, итоги которого были подведены 22 октября, – она предложила подготовить стратегию за стартовые 210 млн руб.

Предыдущая транспортная стратегия была принята в 2011 г. В ней команда Сергея Собянина определила для себя основную цель – пересадить автовладельцев на общественный транспорт. Для этого была подготовлена программа его модернизации и улучшения организации движения. По замыслу властей люди должны добираться на общественном транспорте быстрее, чем на личном. Для этого они собирались строить метро, обновлять транспортный парк, внедрять интеллектуальную транспортную систему, выделять полосы для общественного транспорта.

В городе почти ликвидировали хаотичную парковку, были введены высокие штрафы за неоплату парковки, к концу 2017 г. созданы 290 км выделенных полос. Было открыто железнодорожное кольцо – МЦК, соединяющее между собой срединные районы города; строятся новые станции метро. В презентации департамента транспорта, размещенной на transport.mos.ru, указано, что ключевые показатели действующей стратегии выполнены почти на 100%. Москва, стабильно занимавшая в рейтинге голландской TomTom 1-е место по пробкам, в 2014 г. переместилась на 4-е место, а по итогам 2015 г. на несколько лет выбыла из топ-10 самых загруженных городов.

Но последние годы улучшений нет, а загруженность дорог растет, указывает консультант мэрии. По итогам 2018 г. специалисты TomTom отвели российской столице 5-е место среди 403 городов. А в рейтинге международной компании INRIX Москва по итогам 2018 г. оказалась на 1-м месте среди 220 городов.

Все возможные меры уже внедрены и власти оказались в тупике – куда двигаться дальше, замечает консультант мэрии. «Появились новые технологии, новые взгляды на развитие транспорта, как на федеральном, так и на мировом уровне», – сообщила пресс-служба департамента транспорта. По словам ее представителя, именно поэтому правительство Москвы поставило задачу разработать новую транспортную стратегию.

Год назад McKinsey внесла Москву в топ-10 мировых мегаполисов по удобству и эффективности транспортной системы. Вчера представитель «Маккинзи и компания Сиайэс» от комментариев отказался.

В техническом задании «Мостранспроекта» указано, что работы будут выполнены в два этапа за 160 дней. McKinsey предстоит проанализировать ситуацию в городе (транспортную, социально-экономическую), изучить развитие транспорта в мегаполисах, определить узкие места и основные проблемы транспортной инфраструктуры.

Приоритеты программы заказчик уже определил, их в техническом задании насчитывается 21. Это увеличение пропускной способности транспортной сети, повышение эффективности пассажирского и грузового автотранспорта, запуск Московских центральных диаметров (МЦД), развитие метро и др. Среди новых задач – организация многоуровневых паркингов по системе перехватывающих парковок и анализ возможности применять новые технологии. Например, технологии hyperloop (вакуумный высокоскоростной поезд), разработанной основателем SpaceX и Tesla Илоном Маском, больших данных, виртуальной и дополненной реальности, 5G, искусственного интеллекта, биометрии – всего не менее 24 технологий.

Техническое задание выглядит так, словно департамент транспорта возглавил новый человек, который только начал работать в отрасли и хочет понять, как все устроено, комментирует техническое задание сооснователь «Городских проектов» Максим Кац. «Вместо того чтобы рассматривать две системы – личный и общественный транспорт – как конкурирующие и работать над тем, чтобы люди выбирали общественный транспорт, власти пытаются улучшить все сразу. Это приводит к тому, что доля автомобилистов на дорогах не уменьшается», – рассуждает он. Это говорит о том, что у города нет стратегии перехода на общественный транспорт, в итоге – потратят много денег, продолжат ту же стратегию и пробки в Москве останутся такими же. На решение транспортных проблем власти тратят более четверти бюджета – 662 млрд руб. в 2019 г.

Москве нужен мощный рельсовый каркас из метро, железных дорог и трамвая – город по всем этим позициям работает, комментировал ранее директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Однако, чтобы город развивался дальше, а не стоял в пробках, ему не уйти от ограничений автомобильной мобильности с помощью фискальных инструментов, считает Блинкин. Например, при регистрации автомобиля можно требовать у владельца наличие парковочного места.