Uber снизил оценку для IPO на 10%

После выхода на биржу сервисам заказа такси придется повышать тарифы, считают эксперты
Uber глубоко убыточен, а инвесторам на публичном рынке нужна прибыль
Uber глубоко убыточен, а инвесторам на публичном рынке нужна прибыль / Дмитрий Новожилов / Ведомости

Сервис заказа такси Uber, готовящийся в начале мая разместить акции на бирже, снизил оценку стоимости и планирует предложить акции по $44–50 за штуку, говорится в уточненном проспекте эмиссии, поданном в пятницу, 26 апреля, в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Компания разместит 180 млн акций, еще 27 млн могут получить по опциону банки-андеррайтеры.

Размещение по таким ценам даст компании капитализацию в $80,5–91,5 млрд, она сможет привлечь от $7,9 млрд до $9 млрд.

У инвесторов поубавилось аппетита

В начале апреля Reuters и The Wall Street Journal (WSJ) сообщили, что, по информации участвующих в размещении людей, компания планирует продать акции, исходя из капитализации $90–100 млрд, включая привлеченные в результате листинга $10 млрд. В частности, в документах, которые получили держатели конвертированных облигаций Uber, говорилось, что потенциальный ценовой диапазон для IPO может составить $48–55 за акцию.

Еще несколько месяцев назад инвестбанки, готовясь организовывать IPO, говорили Uber, что он может быть оценен в $120 млрд. Даже по сниженным котировкам IPO компании может стать крупнейшим в этом году. Однако инвесторы в последнее время стали более прохладно относиться к устремившимся на биржу убыточным компаниям. Отрезвляющее воздействие оказало сильное падение котировок Lyft, занимающего более 30% рынка вызова такси в США (остальная доля – у Uber). Lyft в конце марта привлек $2,34 млрд, повысив в ходе размещения ценовой диапазон и получив рыночную капитализацию $24,3 млрд против оценки $15,1 млрд в последнем раунде инвестиций в июне 2018 г. Но акции, подскочив утром в первый день торгов на 21%, во второй упали ниже цены размещения $72, а в четверг закрылись на отметке $56,34, на 22% ниже цены IPO.

Кроме того, Uber сообщил в середине апреля, что в последние три квартала его выручка перестала расти, а операционный убыток в 2018 г. составил $3,03 млрд. Рост числа заказов и выручки, особенно в подразделении такси, «замедлился в последние периоды и мы ожидаем дальнейшего замедления в будущем», говорится в проспекте эмиссии. Компания также представила неаудированные результаты за I квартал 2019 г. Убыток составил $1–1,11 млрд против $890 млн в IV квартале 2018 г. Совокупная выручка – $3,04–3,1 млрд, что на 20% больше, чем год назад, но менее чем на 5% выше, чем кварталом ранее.

Тем не менее некоторые инвесторы готовы поддерживать Uber. PayPal, который уже сотрудничает с Uber, обслуживая его платежи, вложит в сервис $500 млн как частный инвестор, но по цене IPO, говорится в обновленном проспекте эмиссии. По информации Reuters, PayPal купит 10,6 млн акций. Люди, участвующие в процессе IPO, сказали WSJ, что инвестиция от такого значимого игрока станет вотумом доверия и поможет поддержать спрос со стороны других инвесторов во время размещения.

Нужна прибыль

Будучи публичными компаниями, сервисам заказа такси будет сложнее оставаться убыточными, писала на днях WSJ. Многие инвесторы Uber и Lyft, бывшие топ-менджеры компаний и специалисты, изучающие этот рынок, уверены, что сервисам, которые агрессивно боролись за долю рынка, предоставляя скидки пассажирам и стимулы водителям, в конечном счете придется повышать тарифы. У компаний появились акционеры, которые хотят, чтобы они получали прибыль, и один из способов добиться этого – ценовая политика, сказал газете основатель Lead Edge Capital Митчелл Грин, инвестировавший в Uber: «Способность этих компаний влиять на цены выше, чем думают люди».

Чтобы по-настоящему начать уменьшать убытки, компаниям придется сокращать скидки и стимулы, что скорее всего приведет к росту стоимости поездок, считает Джейк Фуллер из Guggenheim Securities, анализирующий Lyft. Правда, оговаривается он, «непохоже, что какой-либо из этих мер будет достаточно для выхода в прибыль».

Хотя компании время от времени проводят акции, чтобы увеличить долю пассажиров и рынка, тарифы на американском рынке уже начали расти. Согласно проспекту эмиссии Lyft, который работает только в США и Канаде, средняя стоимость поездки в 2018 г. составила около $13 против $11,7 в 2016 г. Uber, работающий в 63 странах, не публиковал аналогичных данных, но дал понять, что у него наблюдается похожая тенденция.