Рост бизнеса Uber остановился

Компания, которую могут оценить в $100 млрд, рискует так и не выйти в прибыль
Операционная прибыль Uber в прошлом году составила $3,03 млрд
Операционная прибыль Uber в прошлом году составила $3,03 млрд / Justin Sullivan / Getty Images

Американская компания Uber, объединяющая крупнейший в мире сервис заказа такси, а также услуги по доставке еды Uber Eats, грузовые перевозки Uber Freight, аренду велосипедов и самокатов, в последние кварталы перестала наращивать выручку. Это следует из ее проспекта эмиссии к предстоящему первичному размещению акций, который Uber ранее подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, а в четверг вечером сделала публичным.

Совокупная выручка Uber в 2018 г. составила $11,3 млрд, что свидетельствует о феноменальных темпах роста: в 2014 г. она была лишь $495 млн. Однако выручка подразделения такси, самого старого и крупного, в IV квартале составила $2,3 млрд – столько же, сколько кварталом ранее, и лишь немного увеличившись по сравнению со II кварталом. Общая выручка всех подразделений в последние три квартала составляла около $2,5 млрд.

Uber Eats смогла увеличить выручку со $103 млн в 2016 г. до $1,46 млрд в 2018 г., но в последние два квартала прошлого года этот показатель даже сокращался по сравнению со II кварталом.

Рост числа заказов и выручки, особенно в подразделении такси, «замедлился в последние периоды и мы ожидаем дальнейшего замедления в будущем», говорится в проспекте. Конкуренция на всех основных рынках растет, порог входа на них – низок, конкуренты хорошо капитализированы и демпингуют; чтобы удерживать и наращивать долю рынка, Uber тоже может выплачивать субсидии и снижать комиссии, а это способно негативно повлиять на финансовые результаты и стоимость бизнеса, предупреждает компания.

Именно стремительный рост выручки многие аналитики называют привлекательным фактором для инвестиций в такие компании, как Uber. Но примером того, какое негативное влияние на бизнес может оказать жесткая конкуренция, служит компания GrubHub, занимающая около 50% рынка доставки еды в США. Она провела IPO в апреле 2014 г., уже будучи прибыльной компанией, – и остается таковой до сих пор. Акции выросли с цены размещения $26 до $146 в октябре 2018 г. Однако в последние месяцы GrubHub стала быстро терять долю рынка, прибыль в 2018 г. сократилась, и акции рухнули ниже $70.

Как ожидается, Uber 29 апреля начнет роуд-шоу с намерением разместить акции на Нью-Йоркской фондовой бирже 10 мая, пишет Financial Times со ссылкой на людей, знакомых с подготовкой к IPO. На этой неделе Reuters и The Wall Street Journal сообщили, что, по информации участвующих в размещении людей, компания планирует продать акции, исходя из капитализации $90–100 млрд (включая $10 млрд, которые она хочет привлечь в результате листинга). Несколько месяцев назад инвестбанки говорили компании, что она может получить оценку и в $120 млрд.

Однако динамика акций конкурента Lyft, который недавно провел IPO, заставила организаторов размещения Uber подойти к оценке более осторожно, рассказали источники Reuters и WSJ. Lyft, у которой доля рынка заказа такси в США превышает 30% (остальная – у Uber, которая работает на всех континентах), разместила акции в конце марта по $72, получив капитализацию $24,3 млрд. На открытии в первый день торгов акции подскочили на 21%, но уже по итогам второго дня упали ниже цены размещения. В четверг они стоили $61,01.

Даже сниженная оценка Uber все равно выше той, что она получила в последнем раунде частных инвестиций в 2018 г., когда продала долю за $500 млн автопроизводителю Toyota. Тогда Uber была оценена в $76 млрд. Другие крупные акционеры компании – японская SoftBank (около 16%), венчурный фонд Benchmark (11%), суверенный инвестфонд Саудовской Аравии и Alphabet (владеют примерно по 5% акций).

При этом Uber продолжает терять деньги. Операционный убыток в 2018 г. составил $3,03 млрд. Этот показатель не учитывает разовых доходов, в том числе от продажи российского бизнеса Uber. В феврале 2018 г. Uber и «Яндекс.Такси» закрыли сделку по созданию совеместного предприятия, в котором американская компания получила 38% акций (она не может их продать до февраля 2021 г.). Uber в отчетности оценила выгоду от сделки по сравнению с первоначальными инвестициями в $1,41 млрд; чистая выгода за вычетом ее инвестиций в СП в размере в $334 млн и некоторых других расходов оценена в $954 млн.

При этом доля Uber в чистом убытке СП с «Яндекс.Такси» составила в 2018 г. $42 млн, говорится в проспекте.

Уступить долю рынка местным конкурентам Uber пришлось также в Китае и Юго-Восточной Азии, где она создала СП с Didi и Grab соответственно. На всех трех рынках у нее нет представителей в правлении СП и возможности влиять на операционную деятельность, поэтому участие в них «влечет неподконтрольные нам существенные риски», говорится в проспекте эмиссии. Руководители СП могут предпринимать действия, «с которыми мы не согласны и которые могут подорвать стоимость нашей доли в этих компаниях». Кроме того, в других странах Uber приходится напрямую конкурировать со своими партнерами по СП.

Но главный риск, отмечается в проспекте, – что Uber может так и остаться убыточной компанией. «Если рост замедлится более существенно, чем мы сейчас ожидаем, мы, возможно, не сможем достичь рентабельности, что отрицательно повлияет на наши финансовые результаты и будущие перспективы», – предупредила компания.