Продажи «Ашана» в России упали после отказа сети работать как дискаунтер
На его французский бизнес негативно повлияли протесты «желтых жилетов»После отказа «Ашана» работать в формате дискаунтера выручка ритейлера в России упала в 2018 г., сообщила головная компания Auchan Retail. Французский ритейлер не раскрывает продажи в деньгах и их динамику на отдельных рынках, в том числе и в России. Ранее аналитики Infoline оценивали, что выручка «Ашана» в России за 2018 г. упала на 8,5% до 306,4 млрд руб. Теперь компания занимает 4-е место по выручке после X5 Retail Group, «Магнита» и «Ленты». По размеру выручки французскую сеть «Ашан» практически догнали специализирующиеся на продаже алкоголя магазины «Красное и белое», отмечают аналитики Infoline: по их данным, оборот «Красного и белого» за 2018 г. вырос на 40% до 301 млрд руб.
За 2018 г. «Ашан ритейл Россия» закрыл 11 магазинов – это магазины у дома и косметические магазины, уточнил представитель компании. От других комментариев он отказался.
Сейчас «Ашан» в России проводит анализ рентабельности своих магазинов, нерентабельные будут закрыты, в основном это касается небольших магазинов, уточнил «Ведомостям» человек, знакомый с планами ритейлера. Рост сети на этот год, по его данным, запланирован точечный – около 2–3 гипермаркетов.
Падение годовой выручки в России совпало с внедрением новой бизнес-модели, отмечает компания: «Это подчеркнуло, что необходимо отойти от традиционной модели дискаунтера».
«Ашан» в России решил перейти на новую коммерческую модель в 2018 г. и начал обновлять магазины. Так, переделаны и отремонтированы гипермаркеты в «Капитолии» и «Авиапарке», рассказывал весной прошлого года в интервью «Ведомостям» гендиректор «Ашана» в России Франсуа Реми. Изменились дизайн, оборудование, ассортимент, форма сотрудников. До сих пор «Ашан» в России позиционировался как дискаунтер с упором на дешевые товары, объяснял Реми: «Задача сейчас – дать клиентам более полное предложение <...> в среднем и премиум-сегментах».
Российский бизнес «Ашана» теряет набранные обороты из-за «сложного организационного устройства», это подрывает эффективное применение бизнес-модели, сказано в презентации Auchan Retail.
«Ашану» одновременно нужно и внедрять новую коммерческую модель и трансформировать систему управления и бизнес-процессы – все это на фоне резко ужесточившейся конкуренции, указывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Одновременно провести столько изменений нельзя и неудивительно, что у компании не лучшая финансовая ситуация, рассуждает он. Если в начале работы в России в 2000-х гг. «Ашан» был для российской торговли образцом с точки зрения организации, контроля и эффективности бизнес-процессов, то за последующие годы, по мнению эксперта, многое было утеряно. Кроме того, у компании крайне слабая IT-экспертиза по сравнению с ее конкурентами, указывает Бурмистров: «Это один из факторов, который не позволяет компании до сих пор запустить онлайн-продажи свежей продукции в Московском регионе. И если ритейлер будет медлить с онлайн-развитием, то он упустит последний шанс восстановить розничный бизнес».
Новая коммерческая модель не причина сокращения выручки «Ашана», подчеркивает Бурмистров: «Она влияет на прибыль, так как обновление гипермаркетов требует больших инвестиций. Но прошлая их модель работы с фокусом исключительно на самую низкую цену была настолько неэффективна, что обновление формата уже само по себе позитивно».
По итогам 2018 г. прибыль «Ашана» в России хоть и снижалась, но компания была в плюсе, отмечает Бурмистров. А в 2019 г. есть риски, что «Ашан» впервые за долгое время станет в России убыточным, учитывая предстоящие масштабные траты на обновление магазинов, предупреждает он.
На всех других рынках Центральной и Восточной Европы, например на Украине, в Польше, Румынии и Венгрии, выручка у Auchan Retail росла в 2018 г., однако в целом по региону, к которому относится и Россия, выручка без учета эффекта от колебаний валют сократилась на 1,4% за 2018 г.
На родном французском рынке выручка компании сократилась на 1,3%. В октябре компания начала комплекс восстановления бизнеса, запустила промокампанию, но она была подорвана протестными демонстрациями во Франции в конце года, пожаловался ритейлер. В конце 2018 г. демонстрации «желтых жилетов», начавшиеся с призывов снизить цены на топливо, переросли в некоторых городах Франции в беспорядки и погромы. Протесты в праздничный период в конце 2018 г. стоили французскому ритейлеру 140 млн евро недополученных продаж и 35 млн евро EBITDA.
Общая выручка Auchan Retail за 2018 г. сократилась на 3,3% до 50,27 млрд евро.