«Карусель» станет немного «Перекрестком»

Х5 думает, как ускорить рост бизнеса гипермаркетов
Проблемы есть у всех крупных гипермаркетов в России/ Максим Стулов / Ведомости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group в этом году запустит несколько пилотных проектов, чтобы понять, как восстановить рост бизнеса гипермаркетов «Карусель». Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман.

«Карусель» – третье по выручке направление X5 после магазинов у дома «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток» и самое сложное для группы. За последние годы ритейлеру удалось восстановить рост продаж и покупательского потока в «Пятерочках» и «Перекрестках», но гипермаркеты теряют клиентов. За 2019 г. их поток в «Каруселях», проработавших более года, упал на 3,1%.

Гипермаркеты в последние годы плохо себя чувствуют во всем мире, отметил Шехтерман. Они были рассчитаны на закупки впрок, а люди все чаще выбирают магазины у дома. Гипермаркеты с большей площадью сталкиваются со сложностями при работе с промышленными товарами – приходится делать большие запасы, что снижает рентабельность, рассказывает гендиректор одного из крупнейших сибирских ритейлеров, «Командор», Павел Шамбир.

Проблемы есть у всех крупных гипермаркетов в России. У гипермаркетов «О’кей» трафик за 2018 г. сократился на 4,8%. У «Ленты» он начал падать к концу 2018 г., сократившись на 0,9% за IV квартал. Выручка «Ашана», по данным Infoline, за 2018 г. упала на 8,5%.

В этом году Х5 передаст три гипермаркета «Перекрестку» и сделает на их базе большие супермаркеты – в Москве, Петербурге и в регионе, рассказал Шехтерман. Торговая площадь обычного гипермаркета – 4000–7000 кв. м, а в крупных супермаркетах будет около 3000 кв. м. «По результатам мы будем решать, что дальше делать, как трансформировать «Карусель». Посмотреть, насколько эффективна модель большого супермаркета, неважно, под каким брендом, – один из вариантов», – говорит Шехтерман.

Другой вариант – сделать в «Карусели» большой магазин в магазине с известным непродовольственным ритейлером, добавил Шехтерман. С кем именно, он не раскрыл, но это позволит «Карусели» почти полностью уйти от самостоятельных продаж непродовольственных товаров.

«Перекресток» сейчас очень сильный бренд, он запустил онлайн-продажи, активно инвестирует в рекламу, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. А «Карусель», продолжает он, – стагнирующий формат с очень высокой конкуренцией: «Одна смена вывески на более сильный бренд с реконструкцией для компактных «Каруселей» в части регионов позволила бы работать более успешно».

Успешный опыт магазина в магазине есть у «О’кей», открывшей в некоторых гипермаркетах магазины Familia, напоминает Бурмистров: они дают трафик, не отъедают продажи у гипермаркета и платят аренду. Но «О’кей» не распространила проект на всю сеть. «Карусель» же, рассуждает Бурмистров, могла бы открыть магазин в магазине какого-либо ритейлера товаров для дома или других непродовольственных товаров наподобие Fix Price или «Галамарт». Такие партнеры могли бы привлечь дополнительный трафик, считает эксперт.

Нет однозначно работающего рецепта повышения эффективности гипермаркетов, говорит партнер Bain & Company Евгений Белащенко: ритейл тестирует разные варианты. В мире многие магазины крупных форматов стараются развивать продажи свежих товаров – готовой еды, деликатесов, открывают кофейни и ресторанные зоны, проводят мастер-классы, перечисляет эксперт. Многие сети в Великобритании развивают доставку, а во Франции – выдают заранее оформленные заказы.

Российский «Ашан» открывает магазины в новой концепции – в 2018 г. уже четыре, говорит директор по коммуникациям «Ашан ритейл Россия» Мария Курносова: в новых магазинах акцент на товары средней и премиальной категории, есть кафе, обновлен интерьер. «Лента» старается привлекать покупателей более широким, чем у небольших магазинов, ассортиментом с местными продуктами, свежими товарами и т. д., говорит ее представитель. Кроме того, «Лента» делает персонифицированные предложения покупателям, запустила новое приложение, перечисляет он: «Первый опыт прямых коммуникаций с пользователями показал заметный рост продаж». Пресс-служба «О’кей» на запрос «Ведомостей» не ответила.