За Petroleos de Venezuela развернулась международная борьба
Венесуэльская оппозиция и кредиторы пытаются получить контроль над нефтяным гигантом и его активамиСША усилили давление на президента Венесуэлы Николаса Мадуро, введя в понедельник санкции против нефтяной госкомпании Petroleos de Venezuela (PDVSA): заморожены ее активы в США на $7 млрд. Так Вашингтон надеется лишить Мадуро фактически единственного источника твердой валюты и вынудить его уйти в отставку. Тот пока не собирается сдаваться, но ситуацию осложняет то, что охоту за активами PDVSA также ведут многочисленные кредиторы Венесуэлы.
Санкции не запрещают покупать нефть у PDVSA, работу может продолжать и ее американское нефтеперерабатывающее подразделение Citgo Petroleum. Однако все платежи должны переводиться на специальный счет эскроу, где они будут заблокированы. Как заявил министр финансов США Стивен Мнучин, санкции будут сняты, когда Мадуро согласится передать власть председателю Национальной ассамблеи и лидеру оппозиции Хуану Гуайдо. США и многие другие страны, включая подавляющее большинство государств Латинской Америки, признали его временным президентом Венесуэлы.
По крайней мере часть денег станет доступна венесуэльской оппозиции. Госдепартамент сообщил во вторник, что США предоставили Гуайдо право распоряжаться активами правительства и центробанка Венесуэлы, находящимися на счетах американских банков, в том числе в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. «Мы призываем другие правительства <…> предпринять аналогичные шаги для защиты имущества Венесуэлы от дальнейшей кражи коррумпированным режимом Мадуро», – говорится в заявлении госдепартамента.
Гуайдо сказал The Wall Street Journal, что действия США позволят его временному правительству немедленно получить доступ к $500 млн. Эти деньги он собирается направить на организацию новых выборов, закупку медикаментов и продуктов питания. Также он намерен сменить состав совета директоров Citgo и PDVSA, что должно позволить его правительству получать деньги со счетов эскроу в США.
Мадуро пригрозил обратиться в международные суды и принять ответные меры. А действующее руководство PDVSA распорядилось отгружать нефть на танкеры для отправки в США только после предоплаты, пишет Reuters со ссылкой на трех людей, знакомых с ситуацией. Однако такая предоплата будет означать нарушение американских санкций клиентами компании.
Для по-прежнему работающей в Венесуэле Chevron и других крупных клиентов PDVSA «ясно только одно», утверждает Густаво Коронель, руководивший госкомпанией в начале 1990-х гг. и ныне живущий в США. «Они больше не могут платить правительству Мадуро», – сказал он WSJ.
Нефтедоллары Венесуэла получает в основном от США, куда продает около 500 000 баррелей нефти в день; поставки же в Китай и Россию идут в счет оплаты кредитов. PDVSA может попытаться перенаправить предназначавшуюся США нефть другим странам. Но на это уйдет время. Также PDVSA придется делать скидку, ведь американские НПЗ покупают ее нефть с высоким содержанием серы; кроме того, Китай, например, работая с продавцами нефти, находящимися в сложном положении, требует скидку – как в случае с Ираном. Наконец, даже такие крупные потребители, как Китай или Индия, вряд ли готовы моментально увеличить импорт нефти на 500 000 баррелей в день, полагает Франсиско Родригес, руководитель Torino Capital в Каракасе (цитата по WSJ): «Будет трудно продать нефть куда-либо еще, выставить за нее счет и провести транзакции таким образом, чтобы они не проходили через финансовую систему США или Европы».
Санкции США еще больше осложнят положение PDVSA: еще до их введения недовольные кредиторы госкомпании начали охотиться за кораблями, перевозящими ее нефть в Карибском море, сообщает Bloomberg. На это их вдохновил успех американской ConocoPhillips, которой в 2018 г. суд острова Кюрасао разрешил конфисковать местные активы PDVSA в качестве компенсации в размере $2 млрд за принудительную национализацию ее активов в Венесуэле в 2007 г.
PDVSA использует инфраструктуру на Кюрасао и других карибских островах для хранения и смешивания своей нефти с более легкими сортами для последующего экспорта в США и Азию. Но их суды обычно встают на сторону кредиторов, поскольку местные законы основаны на нидерландских, отмечает Bloomberg. Поэтому как минимум еще четыре компании, которым должна PDVSA, последовали примеру ConocoPhillips.
Чтобы снизить риск конфискации судов, PDVSA стала гораздо реже отправлять их на карибские острова. Если в 2017 г. ее танкеры отгрузили нефть на Кюрасао 132 раза, то в 2018 г. – только 17, по данным Bloomberg. Но компания не может полностью отказаться от использования местной инфраструктуры. Кредиторы же отслеживают, когда ее суда приближаются к карибским островам, рассказал агентству один из них на условиях анонимности.
Как отмечают юристы, эти компании рискуют испортить отношения с PDVSA, но многие из них не могут ждать смены власти в стране. «Многие кредиторы PDVSA потеряли терпение и пытаются защитить свои интересы, – говорит юрист Ян Бургерс из Кюрасао (цитата по Bloomberg). – Нет способа лучше и логичнее, [чем конфисковать ее корабли]».
Санкции США могут ускорить крах PDVSA, которая и без того разваливается под руководством генерал-майора Национальной гвардии Мануэля Кеведо, которого Мадуро назначил министром нефти и президентом PDVSA в октябре 2017 г. «Это абсолютный шок. Эта компания и так уже угроблена», – сказал Reuters топ-менеджер PDVSA.
По данным ОПЕК из вторичных источников (участники рынка, покупатели и перевозчики нефти и проч.), суточная добыча в Венесуэле составила в декабре 2018 г. 1,15 млн баррелей, тогда как в 2017 г. – 1,91 млн. Официальные данные Венесуэлы – 1,51 млн и 2,04 млн баррелей соответственно.