Что будет делать в Renault человек из Michelin

Новый председатель совета директоров Renault Жан-Доминик Сенар получил расширенные полномочия в компании и весомую роль в контроле деятельности альянса Renault-Nissan
Председатель совета директоров Renault Жан-Доминик Сенар/ Thierry Zoccolan / AFP

Когда в ноябре 2018 г. в Японии арестовали Карлоса Гона, Renault начала собственное расследование. И не нашлось никаких признаков, что он занижал размер своей компенсации в отчетности – в чем его обвиняют в случае с Nissan. Но правительство Франции, которому принадлежит 15% Renault, отчаялось дождаться выхода топ-менеджера на свободу. В январе стало известно: чиновники попросили Renault найти замену Гону. В итоге его обязанности разделены между двумя людьми. На должность гендиректора, которую по правилам компании не может занимать человек старше 65 лет, назначен 55-летний операционный директор автогиганта Тьерри Боллоре. А председателем совета директоров (этот пост можно занимать до 72 лет) стал нынешний президент Michelin Жан-Доминик Сенар, которому в этом году исполнится 66 лет.

Что касается непосредственно Renault, то Сенар на посту председателя совета директоров будет иметь больше полномочий, чем предшественник: он станет оценивать и при необходимости менять систему управления компанией, включая переход на новую структуру. У Renault в альянсе Renault-Nissan – контрольный пакет (43%), совет директоров Renault в четверг заявил, что собирается активно контролировать деятельность альянса, чем от имени компании будет заниматься как раз новый председатель во взаимодействии с гендиректором. Сенар наверняка сработается в тандеме с Боллоре – тот начинал карьеру в Michelin. Он отлично разбирается в автопроме и знаком с главами всех крупных автоконцернов, к нему хорошо относится топ-менеджмент как Renault, так и Nissan. Сенар уже поставил себе одну важную задачу. «Renault и альянс должны вернуться в состояние спокойствия после особо экстраординарных событий, которые мы пережили», – сказал он на пресс-конференции по случаю своего назначения.

Анти-Гон

Сенар всегда изысканно одет, по-старомодному деликатен и вежлив. Его можно назвать анти-Гоном, шутят в прессе: они полная противоположность. Сенар – сердечный и тихий, спокойный как удав. Гон – шумная и величественная личность, сравнивает топ-менеджеров Automotive News. Вознаграждение Сенара растет из года в год. В 2017 г. он заработал 3,8 млн евро. Но ему как до небес далеко до Гона, который последнее время получает около $15 млн в год.

Гона прозвали «убийцей издержек», подхватывает La Montagne. А Сенар на каждом углу заявляет, что бизнес отвечает не только перед акционерами, но и перед народом, так что не стоит гнаться за максимальной прибылью. «Ответственность бизнеса сегодня безмерна», – твердит он и призывает к «капитализму с человеческой меркой, который ставит в центр человека» в противоположность англосаксонской модели.

Пока Гон все дальше отходил от французских корней международного альянса Renault-Nissan, продолжает сравнивать La Montagne, Сенар укоренял не менее глобальную корпорацию Michelin во Франции. В 2016 г. он открыл новый центр R&D стоимостью 280 млн евро на 1600 рабочих мест не в каком-нибудь кубле высоких технологий, а неподалеку от провинциального французского городка Клермон-Феррана – здесь у Michelin исторически штаб-квартира (Гон тем временем основал центр исследований в Израиле).

Какое вино делает Сенар

Каково это – руководить международной компанией из глубинки Франции, города со 150 000 человек, поинтересовались «Ведомости» у Сенара во время интервью в 2017 г. «Я счастлив, что мы не в Париже, а в Клермон-Ферране, откуда наша группа успешно управляется на протяжении уже 128 лет, – был ответ. – Во-первых, я горд руководить компанией из города, в котором она родилась: наследие – это очень важная материя. Во-вторых, у нас в штаб-квартире особая атмосфера – динамичная и интернациональная, ведь многие менеджеры приехали в Клермон-Ферран из других стран и большинство из них много путешествуют».

Самому Сенару не привыкать к жизни в провинции. Он благородных кровей – в XIX в. его предку по линии матери пожаловали дворянство. А с 1677 г. семья владеет шато в Сен-Реми-де-Прованс. Сейчас к нему прилагается 18 га виноградников. Если на этикетке вы увидите Bouches-du-Rhône, le Domaine de Lagoy – это бутылка из погребов президента Michelin. Le Monde расхваливает его вино как «превосходное органическое розовое» и отмечает, что на выставке Concours General Agricole – 2018 оно получило золотую медаль.

Сенар проводил в шато немало времени и в 1990-х гг. даже был избран в муниципальный совет. Другая его общественная нагрузка – член собрания папского дворянства (la Réunion de la noblesse pontificale), чьим предкам титул был дарован за службу церкви. Сенар добился, чтобы это собрание вошло в CILANE – объединение дворянских собраний Европы.

А вот родился Сенар отнюдь не в провинции. Сначала у его родителей появилась дочь Анн, потом сын Оливье. А третьим стал Жан-Доминик Сенар, родившийся 7 марта 1953 г. неподалеку от Булонского леса в коммуне Нёйи-сюр-Сен. Здесь в XII в. монахи наладили переправу через Сену, из-за чего вокруг издавна стоящей на берегу фермы разрослась целая деревенька. В ХХ в. этот район стал популярным местом жительства состоятельных парижан.

Сенар – сын дипломата. Когда ему было 13 лет, отца отправили послом в Египет. Сенар вспоминал, как гулял по берегу Суэцкого канала. Именно сюда был направлен удар израильских войск, когда в 1967 г. Израиль начал войну с Египтом, Иорданией и Сирией. Детей дипмиссии спешно эвакуировали через Александрию. Хотя война продлится всего шесть дней, 15-летний Сенар уже не вернется к родителям в Египет. На всякий случай его оставят учиться во Франции, в пансионе Sainte-Croix des Neiges в Верхней Савойе (Франция).

Высшее образование Сенар получил в институте Hautes Etudes Commerciales. Он был студентом, когда 13 сентября 1974 г. у семьи Сенар начался пятидневный кошмар. Террористы из «Японской красной армии» захватили заложников во французском посольстве в Гааге, требуя освободить из тюрьмы своего соратника. Среди них оказался и глава семейства – посол Жак Сенар. Через 100 часов обмен состоялся. Сенар-старший, участник Сопротивления, долго гневался, что чиновники пошли навстречу террористам. Он имел на это полное право: когда террористы выводили заложников из здания, он не побоялся и отказался поднимать руки вверх, потому что это «подрывает имидж Франции». В итоге террористы сковали ему руки за спиной.

Сенар-гусар

После вуза Жан-Доминик Сенар отправился служить в армию в Орлеан. Сенар не только благородный дворянин, но и гусар. Разведполк легких танков и бронеавтомобилей, в котором он был командиром взвода, по-французски исторически называется «гусарский полк».

Потом он решил попробовать силы в крупных компаниях. В 1979 г. устроился в финансовый департамент Total. В 1987 г. перешел в Saint-Gobain, где дорос до финансового директора по Германии и Центральной Европе. А в 1996 г. стал финансовым директором французского алюминиевого гиганта Pechiney. Это было непростое время для компании. Она безуспешно пыталась поглотить своего конкурента Algroup. В итоге положение стало настолько шатким, что в 2003 г. Pechiney, четвертый в мире производитель алюминия, сама была вынуждена согласиться на дружеское поглощение со стороны канадской Alcan, второго в мире производителя алюминия.

Сенара назначили президентом Pechiney, поставив задачу объединить две компании. Помимо прочего это означало ответственность за масштабные сокращения. «В Pechiney я пережил сложнейшее испытание в карьере», – скажет он потом (цитата по Le Figaro).

Его коллеги рассказывали журналу Capital, что Сенар «боролся как лев, чтобы сохранить рабочие места». Четыре раза он писал заявление об уходе, потому что не мог договориться, и четырежды руководство и профсоюзы шли на компромисс. Переговоры вконец истощили его. Еще не высохли чернила на договоре с профсоюзами, как Сенар позвонил гендиректору Alcan Трэвису Энджину и сообщил об отставке – на этот раз окончательной.

Мишлен и зебры

Прошло три недели, и Сенару позвонил человек, представившийся Эдуардом Мишленом, правнуком основателя компании Michelin и ее руководителем. Сенар поначалу решил, что его разыгрывают. Но это был и вправду Мишлен. Они договорились о встрече, проговорили несколько часов и пришли к выводу, что их видение отрасли и принципов управления во многом совпадает.

Мишлен принялся уговаривать Сенара прийти к нему финансовым директором. А тот после Pechiney и думать не мог о работе. Бездельничал и в конце концов уехал с женой отдыхать в глухой уголок Африки. Как раз в Свазиленд, где он жил в палатке, вокруг которой бродили зебры, Эдуард Мишлен позвонил ему в очередной раз и настоял-таки на своем: в 2005 г. Сенар стал финансовым директором шинного холдинга.

Год спустя 42-летний Эдуард Мишлен с другом вышли в море порыбачить у берегов Франции, лодка перевернулась, и оба погибли. Семейный бизнес возглавил его двоюродный брат – 60-летний Мишель Ролье. Еще через год он разделил бремя управления компанией на троих: соуправляющими Michelin стали директор по исследованиям и промышленным разработкам Дидье Миратон и финансовый директор Сенар. Первый кроме R&D взял на себя руководство туристическим направлением (Красный гид Michelin, фестиваль Challenge Bibendum), второй помимо финансов приглядывал за производством шин для грузовиков, самолетов и строительной техники.

А 11 мая 2012 г. Ролье передал пост президента Сенару. Так во главе семейного бизнеса впервые в истории очутился человек не из семьи.

Трудные решения

Первые годы Сенар посвятил амбициозному расширению на развивающемся рынке. Новые заводы появились в Бразилии, Индии и Китае. Потом занялся втаскиванием Michelin в цифровую эру. Купил бразильского производителя ПО Sascar и онлайн-ритейлеров покрышек Allopneus (Франция) и Blackcircles (Великобритания). «Цифровизация – не самоцель, а необходимое средство выживания. Компании, которые не интегрируют ее, рискуют исчезнуть. Мы же хотим создать более личные, более близкие отношения с нашими клиентами и потребителями», – цитирует Сенара газета Journal du Centre.

Приходилось ему принимать и трудные решения, как будто возвращаясь во времена Pechiney. В 2013 г. он, несмотря на протесты сотен сокращенных работников завода, прекратил производить шины во французской коммуне Жуэ-ле-Тур. Разговоры об этом вели еще его предшественники, но решился только он.

«Выживут только большие заводы, – объяснял он Europe 1. – Мы должны понимать, что через 10, 15, 20 лет только крупные заводы – особенно это относится к местной индустрии – будут оправданны экономически».

В Жуэ-ле-Тур Сенар пообещал трудоустроить всех 600 сотрудников и слово свое сдержал, что обошлось компании в миллионы евро. Да и завод де-факто не закрыли. После модернизации он вместо покрышек выпускает комплектующие для их производства, работает на нем более 200 человек.

В конце прошлого года Michelin объявил, что в 2020 г. закроет завод в шотландском Данди, где компания – крупнейший работодатель (850 рабочих мест). Завод выпускает легковые шины до 16 дюймов, за последние годы в модернизацию было вложено 70 млн евро, но все равно покрышки премиум-класса проигрывают в борьбе с недорогими азиатскими конкурентами, говорилось в заявлении компании. «Я хочу подчеркнуть, что решение [о закрытии завода] не имеет отношения к Brexit. Оно объясняется только структурной проблемой конкурентоспособности. Ужасно сложно было принять это решение. Никто не останется за бортом, мы обеспечим всем профессиональное будущее. Я бы сказал, что для Michelin это правило высечено в камне», – цитирует Сенара Journal du Centre.

Конкуренция на шинном рынке становится все острее: за последние годы Китай превратился в крупнейшего производителя шин на планете, сосредоточив у себя 70% мирового производства, потребляя лишь 40%, объяснял ранее Сенар. Чтобы противодействовать этому, он в 2017 г. объявил о реорганизации Michelin. В компании создавалось 10 региональных подразделений, руководителям которых дали больше свободы в продажах и маркетинге. «Ведомостям» он рассказывал, что столицей региона «Восточная Европа» стала Москва. Также в компании создавалось 14 бизнес-юнитов, каждый из которых отвечал за свою продуктовую категорию, от шин для самолетов до мобильных сервисов. Наконец, восемь операционных дирекций были сформированы по функционалу: «Закупки», «R&D», «Управление цепочками поставок» и т. д.

Уже в первые два года работы Сенар сократил долг группы с 1 млрд до 142 млн евро.

Социальный босс

Первым приказом Сенара после назначения президентом Michelin в 2012 г. была организация пикника для 2000 работников и их семей. Потом он сделал то, чего не делал ни один член семьи Michelin, управляющий компанией: встретился с главами всех профсоюзов и ввел представителя сотрудников в наблюдательный совет Michelin, хвалили его на мероприятии фонда Le Cercle Humania (цитата по сайту фонда). Сенар зарекомендовал себя «социальным боссом» – человеком, который внимательно относится к нуждам работников, пишет Le Figaro.

Renault SA, автопроизводитель

Акционеры (данные Refinitiv): пра- вительство Франции (15,01%), Nissan (15%), Daimler AG (3,1%), сотрудники компании (2,03%), в свободном об- ращении – 63,84%.

Капитализация – 17,9 млрд евро. 

Финансовые показатели
(первое полугодие 2018 г.):
выручка – 29,96 млрд евро,
чистая прибыль – 1,95 млрд евро. 

Глобальные продажи (2018 г.):
3,88 млн автомобилей, крупнейшие рынки – Франция (689 788 единиц), Россия (497 266), Германия (235 609).

Президент Франции Эмманюэль Макрон в прошлом году назвал Michelin «образцовой компанией», отметив его диалог с профсоюзами. Государство даже попросило Сенара написать доклад, как французские компании могут делать вклад в благосостояние народа. В документе есть как общие слова, что ориентироваться надо не только на нужды акционеров, но и на общее благо, так и конкретные предложения: например, включать в советы директоров больше представителей работников, пишет Automotive News.

Было известно, что Сенар не будет в мае 2019 г. выдвигаться на очередной срок на пост президента Michelin. Он так явно демонстрировал, что его интересы гораздо шире производства покрышек, что его стали прочить в президенты самого влиятельного союза предпринимателей Франции MEDEF. Но в декабре 2017 г. его кандидатура не прошла из-за ограничения по возрасту. Президент MEDEF не должен быть старше 65 лет, Сенару исполнилось бы столько через четыре месяца после назначения.

В случае с Renault Сенара также прочили на смену Гону на обоих его постах – не только председателя совета директоров, но и гендиректора. Но опять же возник вопрос максимального возраста, допустимого для гендиректора. Несмотря на это, правительство Франции проявляло большую активность в поиске преемника Гону, пишет Le Figaro. На кандидатуре Сенара чиновники остановились еще в середине декабря и были намерены поставить его у руля Renault.

До собрания акционеров, которое проходит обычно в мае-июне, Сенар представит свои предложения по развитию системы управления совету директоров.