«Газпром нефть» задумалась об СПГ-заводе

Компания изучает варианты монетизации своего ямальского газа
В условиях технического задания августовского тендера отмечается, что победитель должен «предложить варианты по переработке и монетизации добываемых углеводородов через существующие и планируемые объекты инфраструктуры»
В условиях технического задания августовского тендера отмечается, что победитель должен «предложить варианты по переработке и монетизации добываемых углеводородов через существующие и планируемые объекты инфраструктуры» / Дмитрий Новожилов / Ведомости

«Газпром нефть» в августе 2018 г. объявила тендер на технико-экономическую оценку инвестиций в месторождения проекта «Газ Ямала». Компания искала подрядчика, который посчитал бы возможные варианты монетизации запасов месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе, Оренбургской и Архангельской областях, следует из условий тендера. Среди прочего компания даже заказала раcчеты возможного строительства СПГ-завода, но уже в конце года вернулась к идее строить трубу до газотранспортной системы «Газпрома».

«Газпром нефть» позиционирует себя нефтяной компанией, однако у нее большие запасы газа – на Новопортовском месторождении 324 млрд куб. м, а всего по группе – 710,4 млрд куб. м. Что делать с этим газом – «особенно острый вопрос», говорил в августе прошлого года в интервью корпоративному журналу первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. «Когда-то его [газ] просто сжигали на факелах. Сегодня от этой практики отказываются <...> нужно искать возможности для рентабельной транспортировки этого газа туда, где он будет востребован», – подчеркивал Яковлев. Сейчас инфраструктура позволяет на Новопортовском закачивать обратно в пласт 20–22 млн куб. м газа в сутки, отмечал он.

В условиях технического задания августовского тендера отмечалось, что «Газпром нефти» нужно «предложить варианты по переработке и монетизации добываемых углеводородов». Надо было проанализировать, как вывезти газ с Ямала (через терминалы «Ворота Арктики» и «Новопортовский», по железной дороге Обская – Бованенково – Карская) или предложить варианты его переработки на месте – строительство предприятий по производству газо- и нефтехимической продукции, СПГ-завода, создание объектов энергетики. Мощности СПГ-завода, транспортной системы от Новопортовского месторождения и прочие параметры в тендере указаны не были, их подрядчик должен был предложить сам, как и сумму контракта. «Газпром нефть» также просила просчитать рентабельность строительства этанопроводов, конденсатопроводов, строительства железнодорожных веток и использование инфраструктуры Северного широтного хода.

При расчете экономического обоснования, что делать с газом Новопортовского месторождения, надо было учитывать не только его запасы, но также Южно-Каменномысский, Каменномысский, Южно-Новопортовский, Суровый лицензионные участки.

Но в конце сентября этот тендер был признан несостоявшимся, следует из системы закупок «Газпром нефти». Будет ли он проведен снова – представитель «Газпром нефти» говорить не стал. Однако в конце года «дочка» «Газпрома» объявила другой конкурс – она начала искать компании, которые могли бы построить морской участок газопровода от Новопортовского месторождения через Обскую губу до газотранспортной системы «Газпрома», следует из условий закупки. Срок подачи заявок окончится 31 января.

Проекты «Новатэка» – «Ямал СПГ» и перспективный «Арктик СПГ – 2» – ориентированы на использование собственной сырьевой базы, поэтому монетизировать запасы газа за счет продажи «Новатэку» для его последующего сжижения вряд ли получится, рассуждает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Строительство еще одного СПГ-завода в регионе довольно амбициозная затея, которая может столкнуться со сложностями регуляторного характера и отсутствием нужного опыта. Сдавать газ в трубу «Газпрома» может быть единственной доступной опцией», – заключает эксперт.

У «Газпром нефти» формируется привлекательный кластер на Ямале вокруг Новопортовского месторождения, комментирует аналитик «Атона» Александр Корнилов. «Если же «Газпром нефть» продолжит развивать этот кластер, то вопрос, что делать с газом, будет становиться все более актуальным. И чем больше будет добываться газа, тем будет более оправдана прокладка газопроводов на Ямале», – считает эксперт. Он отмечает, что развивать систему трубопроводов на Ямале намерен и сам «Газпром»: сейчас труба отходит от месторождения Бованенково, но не за горами планы по Харасавэйскому, Крузенштернскому месторождениям и т. д.

Строительство трубы – более дешевое решение, уверен аналитик АКРА Василий Танурков. Можно пользоваться единой инфраструктурой Новопортовского месторождения для подготовки газа, так что вариант строительства СПГ более затратный, а потому менее перспективный, заключает эксперт.

Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей».

В условиях технического задания августовского тендера отмечается, что победитель должен «предложить варианты по переработке и монетизации добываемых углеводородов через существующие и планируемые объекты инфраструктуры»