X5 приготовилась конкурировать не только с «Магнитом», но и с интернет-гигантами

Ритейлер представил новую стратегию
Упор на технологии позволит магазинам X5 Retail Group уверенно чувствовать себя в конкурентной борьбе
Упор на технологии позволит магазинам X5 Retail Group уверенно чувствовать себя в конкурентной борьбе / Евгений Разумный / Ведомости

X5 Retail Group замедлит рост сети в 2019 г., рассказали главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман и финансовый директор группы Светлана Демяшкевич. В 2019 г. компания откроет около 2000 «Пятерочек», «Перекрестков» и «Каруселей», сообщила Демяшкевич. В 2018 г. сеть вырастет на 2500 точек, за 2017 г. Х5 открыла около 3000 магазинов. К началу октября 2018 г. у группы было 13 685 точек в России. Но выручка при этом должна расти. «Мы хотим, чтобы рост выручки [в 2019 г.] оставался в пределах 15–20%, – сообщила Демяшкевич. – Дальше – в зависимости от уровня инфляции и макроэкономики».

«Магнит» в отличие от конкурента в 2019 г. будет поддерживать темпы роста сети на уровне 2018 г., говорила 22 октября его гендиректор Ольга Наумова. Цель «Магнита» на текущий год – рост на 1500 магазинов. В приоритете на 2019 г. – обновление сети и открытие 2000 аптек в помещениях уже работающих точек, отметила Наумова.

В отличие от «Магнита» Х5 не планирует новых форматов. Компания, по словам Шехтермана, пришла к выводу, что, помимо уже имеющихся магазинов у дома, супер- и гипермаркетов, другие сегменты непривлекательны: «Считаем это [сосредоточенность на трех форматах] важным конкурентным преимуществом».

По всей видимости, лидерству Х5 пока ничего не угрожает, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, опасения были связаны с тем, что «Магнит» предпримет резкие и масштабные изменения. «Сейчас ясно: изменения будут небыстрые, – говорит эксперт. – Кроме того, у «Магнита» много накопленных проблем и очень широкий фокус: аптеки и фармдистрибуция, магазины косметики и другие форматы. Прорывы маловероятны».

Основной формат Х5 по доле выручки – магазины у дома «Пятерочка». Последние годы их сеть быстро росла, напомнил Шехтерман, теперь необходимо снизить темпы в угоду качеству. Приоритеты развития «Пятерочек» – улучшить предложение покупателям и повысить операционную эффективность, сократив потери товара и текучесть кадров. Супермаркеты «Перекресток» также сосредоточатся на лучшем предложении для покупателей и развитии онлайна, гипермаркеты «Карусель» – на новой концепции и повышении выручки с квадратного метра.

Тактика X5 – нарастить продажи за счет внутренних улучшений, а не роста сети – разумна, уверен председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Розница стагнирует, по сути, сети переманивают покупателей друг у друга, поэтому нужно делать ставку именно на качество обслуживания, программы лояльности и проч., добавляет он.

Упор на технологии позволит магазинам X5 Retail Group уверенно чувствовать себя в конкурентной борьбе

Долгосрочная цель Х5 – адаптироваться к ритейлу следующего поколения, отметил Шехтерман. Пока, по его словам, офлайн-розница будет оставаться крупнейшим рынком для группы. Но постепенно потребитель начинает выбирать новые способы шопинга, а Х5 будет адаптироваться к этому, добавил директор «Пятерочек» Сергей Гончаров.

В долгосрочной перспективе переход «большой розницы» на онлайн-сервисы неизбежен, говорит сооснователь сервиса доставки продуктов Instamart Петр Федченков. Но если на более развитых западных рынках крупные сети видят в онлайн-продажах перспективный путь диверсификации, то в России пока речь идет, скорее, об эксперименте, тестировании возможностей самих сетей и запросов клиентов на этот вид шопинга, рассуждает он.

Пока Х5 планирует развивать онлайн-продажи с доставкой на дом только на базе «Перекрестков», сказал Шехтерман. Но в 2019 г. Х5 начнет тестировать онлайн-коммерцию и в других форматах. «Пятерочка», как рассказал Гончаров, протестирует модель, когда покупатель сам забирает заказ из магазина (click & collect), доставку живущим вблизи клиентам и установку автоматизированных пунктов выдачи интернет-заказов внутри магазинов. По словам Гончарова, это не потребует крупных инвестиций.

Х5 уже сейчас технологический лидер в российском ритейле и сохранит этот статус, считает Бурмистров. По его мнению, это не только позволит удержать первое место по выручке, но и станет залогом высокой эффективности бизнеса.

Сейчас в ритейле происходят глобальные изменения, напоминает Бурмистров: создаются амбициозные альянсы (например, Alibaba и Mail.ru Group), лидеры интернет-торговли привлекают инвестиции и запускают маркетплейсы, как Сбербанк и «Яндекс» на базе «Яндекс.Маркета». «Сосредоточенность на технологиях и инновациях делает Х5 более подготовленной к конкуренции уже не только с «Магнитом», «Лентой» и другими сетями FMCG, но и к следующей волне конкуренции – с интернет-гигантами», – заключает эксперт.

Упор на технологии позволит магазинам X5 Retail Group уверенно чувствовать себя в конкурентной борьбе
Упор на технологии позволит магазинам X5 Retail Group уверенно чувствовать себя в конкурентной борьбе
Как выглядит магазин-лаборатория X5 Retail Group