Как «Магнит» собирается вернуть себе лидерство
Он запустит новые форматы магазинов, откажется от гипермаркетов, пересмотрит ассортимент«Магнит» получил стратегию трансформации до 2023 г., ее утвердил совет директоров, рассказала гендиректор ритейлера Ольга Наумова (интервью с ней на стр. 08). «В центре нашей концепции – покупатель и его интересы», – говорит она. Главные цели – лидерство в рознице, рост стоимости бизнеса и доли совершаемых в «Магните» потребительских трат почти вдвое.
Рост капитализации планируется «кратный»: «Чтобы мы дороже стоили, мы должны быть больше и лучше, поэтому мы для себя ставим цель быть номером один в российском ритейле», – говорит Наумова.
«Магнит» был номером один до конца 2016 г., но затем уступил лидерство X5 Retail Group. Краснодарский ритейлер пытался восстановить рост, обновлял магазины, но цели не достиг. В начале 2018 г. сооснователь и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий продал большую часть своего пакета (29,1%) ВТБ за 138 млрд руб., который перепродал 11,82% Marathon Group. После этого сменилось руководство ритейлера.
«Магнит» продолжит обновлять магазины и расширит предложение. Так он рассчитывает привлечь не только традиционную аудиторию – людей, нацеленных на экономию, но и других покупателей. «В редизайне [магазинов у дома] мы делаем акцент на фрукты-овощи, свежие продукты. Это будет эмоционально другой, более разнообразный магазин для потребителя», – рассказывает Наумова.
Более крупные магазины «Магнит» ждут перемены: сеть, по словам Наумовой, откажется от гипермаркетов, так как видит больше потенциала в супермаркетах. Крупные магазины будут перезапущены в формате «Семейный+» – супермаркеты торговой площадью 1500–3000 кв. м, а на освободившихся площадях можно будет оказывать покупателям дополнительные услуги. «Магнит» хочет создать в супермаркетах «атмосферу открытий», говорит его гендиректор: потребителям будут предлагаться дегустации, новинки, скидки и акции.
Также «Магнит» может запустить «ультрамалый» формат, сказала Наумова: небольшие магазины по 100–200 кв. м – «важнее всего находить контакт с покупателем везде, где бы он ни был: в деловом центре, на заправке, почте».
Стратегия «Магнита» выглядит привлекательно, в ней разумные шаги, но насколько успешно и как быстро удастся их реализовать – вопрос, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Многие пункты плана «Магнита» похожи на то, что либо планировала, либо реализовала «Пятерочка», отмечает он. С 2013 г. «Пятерочка», также столкнувшаяся с оттоком покупателей, обновляла формат: расширяла ассортимент, делала ремонт в старых магазинах и т. д. Это помогло Х5 вернуть лидерство.
Х5 интересовалась и малыми форматами, напоминает Бурмистров: успешно тестировался проект алкомаркетов «Пятьница», Наумова, руководившая тогда «Пятерочками», была готова взять под управление «Перекресток экспресс», но топ-менеджмент Х5 поддержал не все ее инициативы.
Аналогичным путем отказа от крупного формата идут и конкуренты, напоминает Бурмистров: «О’кей», «Карусель» с компактными городскими гипермаркетами, «Лента», которая снижает площади больших магазинов, и др. «Самый эффективный формат – супермаркеты и компактные гипермаркеты, и со временем все будут вынуждены коренным образом менять крупные форматы, – говорит эксперт. – Отказаться от гипермаркетов [для «Магнита»] – отличная идея».
Но сейчас провести такую трансформацию сложнее, чем пять лет назад, указывает Бурмистров, ее осложнит масштаб бизнеса: «Магнит» втрое больше «Пятерочки»-2013. Кроме того, продолжает он, рынок сильно изменился, ужесточилась конкуренция: «Пятерочка» продолжает развиваться, «Дикси» работает над ассортиментом и это приносит результат, агрессивно развиваются специализированные сети «Вкусвилл», «Красное и белое» и другие алкомаркеты, кондитерские и пекарни, мясные и молочные мини-маркеты.
Результатом преобразований должен стать заметный рост доли рынка, следует из презентации «Магнита» для инвесторов. Свою долю на продовольственном рынке в 2017 г. он оценил в 9%, а в 2023 г. рассчитывает завоевать до 15% при помощи новых форматов магазинов, сказано там. По данным «Infoline-аналитики», доля «Магнита» на рынке продовольственных товаров заметно ниже – 7,5% в первом полугодии 2018 г. Рост на 6 процентных пунктов за пять лет – чрезвычайно амбициозная цель, говорит Бурмистров. Примеры такого роста есть, добавляет он: «Пятерочка» удвоила долю в 2014–2018 гг. Но «Магниту» повторить это вряд ли удастся, полагает он: для этого ему надо расти намного быстрее рынка – на 17–19% в год. Более реалистичная цель – довести долю до 12% (+4,5 процентного пункта к текущим 7,5%), считает эксперт.