Х5 инвестирует в терминалы выдачи интернет-заказов
Первыми партнерами станут Qiwi и СовкомбанкКрупнейший российский ритейлер X5 Retail Group хочет создать совместное предприятие с Совкомбанком и крупными операторами автоматизированных пунктов выдачи интернет-покупок (постаматов) в России. Х5 подала ходатайство на покупку 50% компании ЦТБ, которая сейчас полностью принадлежит Совкомбанку и управляет 450 постаматами под брендами «Халва», сообщил ритейлер и подтвердил представитель банка.
В будущем число постаматов под брендом «Халва» превысит 1500, говорится в сообщении X5: «Рассматриваемое совместное предприятие получит право размещать постаматы в магазинах X5 сроком на пять лет». Представитель ритейлера отказался раскрыть инвестиции и то, как будет структурирована сделка.
Для Совкомбанка развитие постаматов – стратегический проект по совмещению ритейла, логистики и финансов для удовлетворения базовых потребностей потребителя, говорит управляющий директор банка Андрей Спиваков: на рынке есть тенденция «сращения логистических и финансовых услуг».
Инвестиции непосредственно в капитал ЦТБ невелики, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, – чуть более 100 млн руб. Но это одна из частей масштабного логистического проекта, который выстраивает X5, чтобы предоставлять услуги доставки интернет-магазинам, добавляет он. Партнерство снизит риски X5, которые могли возникнуть при самостоятельном развитии сети постаматов, рассуждает эксперт. Сами постаматы стоят около $10 000 за терминал, добавляет президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов: «Но постаматы – это не только ящики, но и их обслуживание, логистика и т. д. Многие проекты терпели крушение из-за того, что не учитывали этого».
Qiwi на очереди
Кроме того, X5 обсуждает возможность создания совместного предприятия с Qiwi, сообщил источник «Ведомостей», близкий к одному из участников переговоров. Сейчас компании вместе развивают сеть постаматов, говорит он: X5 сдает площади в аренду, установлено около 100 терминалов, план – увеличить сеть до 500 точек до конца года. Вторая часть сотрудничества, по словам собеседника «Ведомостей», – совместное предприятие, где X5 будет использовать свою логистику для доставки в совместную сеть постаматов. «Рассматривается равноправное партнерство, и начинается due diligence, после которого стороны могут прийти к конкретным договоренностям», – добавил он.
Представитель Х5 заявил, что компания обслуживает более 100 постаматов Qiwi, а «дальнейшие планы – в процессе обсуждения». Директор по стратегии Qiwi Алексей Рассказов сообщил: «Мы уже начали сотрудничество с Х5 и намерены его развивать». По его словам, продовольственный ритейл «синергичен с получением интернет-заказов через постаматы», альянс с постаматами неизбежен.
Третий кандидат
Возможности совместного предприятия Х5 обсуждаются и с PickPoint, знает источник «Ведомостей». Но, по его словам, PickPoint работает по модели вертикально-интегрированной компании с собственной логистикой, сервисами для онлайн-магазинов, что делает для нее такие партнерства менее привлекательными. Представители Х5 и PickPoint отказались это комментировать.
Пока партнерство PickPoint и X5 сводится к активной установке постаматов в магазинах, говорит гендиректор PickPoint Надежда Романова: в месяц ставится по 150–200 терминалов, в основном в «Пятерочках». «Мы идем по классической модели аренды площадей под установку, параллельно обсуждая разные форматы взаимодействия, в том числе и маркетингового», – добавила она.
Экосистема X5
PickPoint и Qiwi – лидеры на рынке постаматов, оценивает партнер Data Insight Федор Вирин. У PickPoint, по собственным данным, более 1500 собственных постаматов (2700 – с партнерскими точками), у Qiwi – 1550 (из них 1400 – собственные).
Постаматы – перспективное направление, которое X5 и любому офлайн-игроку позволяет получить доступ к развивающемуся онлайн-бизнесу, напоминает Иванов: капитализация Amazon намного опережает этот показатель у традиционных ритейлеров. Но требуется тщательный расчет бизнес-модели, предупреждает он: например, постаматы рентабельны лишь при определенном количестве выдаваемых посылок в день.
«Х5 будет расширять такие партнерства, чтобы сделать свои склады центрами по переупаковке, сортировке и доставке на «последнюю милю» – в магазины», – отмечает Бурмистров. Это позволит Х5 встроиться в экосистему онлайн-продаж и стать мощным провайдером услуг для нее, отмечает он. Все это снизит стоимость логистики, позволит зарабатывать на услугах для онлайн-торговли и повысит эффективность использования торговых площадей, перечисляет эксперт.
О планах X5 создать такую инфраструктуру стало известно весной 2018 г. Ритейлер создаст сортировочные центры, попутную логистику и пункты выдачи заказов в большинстве своих магазинов – всего на конец первого полугодия 2018 г. насчитывалось 13 178 «Пятерочек», «Перекрестков» и «Каруселей».
СП с Совкомбанком позволит Х5 ускорить запуск сети постаматов, начать тестировать «попутную логистику», а после запуска собственного сервиса обработки заказов сторонних онлайн-магазинов (фулфилмента) получать дополнительный поток посылок, рассуждает представитель ритейлера. На первом этапе обеспечивать доставку в постаматы «Халва» будут крупные логистические и курьерские компании, добавил он: «Логистику Х5 в рамках СП планируется подключить с конца I – начала II квартала 2019 г., когда будут полностью готовы учетные системы и сортировка на распредцентрах, сформирован наш собственный фулфилмент».-