Путин поручил оценить целесообразность строительства моста на Сахалин
Его строительство обойдется почти в 640 млрд рублей и может быть завершено уже в 2023 годуВладимир Путин поручил правительству проработать вопрос строительства моста на Сахалин, предварительно оценив экономику проекта. Об этом он сообщил на встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко. Последний сам поднял этот вопрос, сказав, что о строительстве моста президента и правительство попросили сахалинские депутаты. Частично направить средства на проект можно из тех, которые изымаются по соглашению о разделе продукции. Путин идею в целом поддержал: «Это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает». «Я поручил правительству проработать все это. Посмотрим», – приводятся слова президента на сайте kremlin.ru.
Оценкой моста правительство занимается уже год. Сам Путин тоже успел не раз сказать о пользе проекта. Так, в июне 2017 г. он заявил, что мост восстановит территориальную целостность страны, поможет организовать движение товаров из Азии в Европу, повысит значимость Транссибирской магистрали. С переходом до Хоккайдо проект получился бы «планетарного масштаба», говорил Путин в сентябре. Правда, переговоры с Японией идут с трудом, сказал федеральный чиновник.
Согласно заданию на проектирование, железная дорога начнется от ст. Селихин Дальневосточной железной дороги, створ перехода через пролив Невельского пройдет по линии мыс Средний материковой части и мыс Погиби на о. Сахалин, завершится на ст. Ныш Дальневосточной железной дороги. Дорогу и мост планируют сделать однопутной и неэлектрифицированной. По-прежнему рассматривается и вариант строительства тоннеля. Проводится предварительная технико-экономическая оценка строительства железнодорожного перехода на Сахалин, стоимость будет рассчитываться на основе объектов-аналогов и результатов проектирования, сказал представитель РЖД.
В мае РЖД и Институт экономики развития транспорта (ИЭРТ) не нашли экономической целесообразности в строительстве моста на Сахалин. Согласно протоколу совещания у замминистра транспорта Алана Лушникова («Ведомости» ознакомились с копией документа), на котором обсуждались выводы, ИЭРТ прогнозировал грузопоток в сообщении с о. Сахалин в размере 8,5 млн т. А для обоснования проекта необходимо более 18–20 млн т ежегодно, рассказывал «Ведомостям» близкий к РЖД человек.
Но уже в июне РЖД пришла к выводу, что грузопоток можно увеличить до 46,9 млн т, сказано в материалах РЖД. Дополнительные грузы (23,4 млн т с Восточного полигона, до 10 млн т угля из Монголии и Казахстана и до 5 млн т контейнеров) можно привлечь при строительстве глубоководного порта на Сахалине.
Проект воспринимается как политический, поэтому будет реализован вне зависимости от того, есть ли в нем действительно экономический смысл, уверен федеральный чиновник. Мост удобно предъявить, к тому же он нужен жителям острова, продолжает он. Согласно материалам РЖД, начать строительство можно в 2019 г., а завершить – уже в 2023 г.
Строительство моста на Сахалин будет сложнее Крымского, считают опрошенные «Ведомостями» строители. Часть площадок расположены в зоне вечной мерзлоты, а участок перехода пролива Невельского расположен на континентальном шельфе с особыми условиями проведения изыскательных и строительных работ, описываются особенности в материалах РЖД. К тому же завозить строителей для работы вахтовым методом придется издалека и вертолетами, что увеличит стоимость работ.
Реализовать проект могла бы компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, которая сейчас занимается строительством Крымского моста, сообщало Bloomberg и подтверждали чиновники «Ведомостям». Представитель Ротенберга сообщил «Ведомостям», что, пока нет проекта строительства, говорить об участии компании в нем преждевременно.
В долгосрочной программе развития РЖД не заложен прирост казахских и монгольских грузов, говорит сотрудник компании – одного из крупнейших грузоотправителей. Грузы на Сахалин могли бы поступить из Хакасии и Кузбасса, и, чтобы их привезти, необходимо развивать БАМ – Транссиб, которые сейчас и так работают на пределе провозной способности. С учетом этого стоимость проекта не может быть меньше 1 трлн руб., продолжает он. Эту цифру подтверждает близкий к совету директоров РЖД человек.
Мост на Сахалин – это нереальная затея, считает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Суммарный оборот грузов Сахалина сегодня – примерно 10 млн т, и увеличить его не получится. Нерентабельно через остров экспортировать и уголь из Монголии и Казахстана. А торговля Сахалина с материком укладывается в существующий контейнерный трафик, к тому же жители Сахалина (около 500 000 человек) ориентированы в основном на товары японского и китайского производства. А если власти хотят развивать туризм, то было бы полезнее субсидировать авиаперевозки, говорит Безбородов.