Сечин предрек дефицит нефти в ближайшие годы
«Роснефть» намерена этим воспользоваться и увеличить долю на рынкеВ ближайшие 10 лет рынок ждет структурный дефицит нефти. С таким заявлением выступил в четверг, 21 июня, на годовом собрании акционеров главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.
Спрос на нефть растет, а добыча на истощенных месторождениях у крупных нефтяных компаний падает, к тому же за последние пять лет они снизили капитальные вложения. Превышение спроса над предложением к 2025 г. Сечин оценил в 700–750 млн т ежегодно. При этом он подчеркнул, что падение добычи в Венесуэле и санкции США против Ирана привели с росту цен и снижению запасов. В то же время в 2017 г. из-за инфраструктурных проблем США столкнулись с невозможностью наращивать добычу.
По словам Сечина, «Роснефти» такая ситуация предоставляет уникальную возможность для увеличения доли на мировом рынке. Пик добычи по новым проектам «Роснефти» превышает 1,7 млн барр. нефтяного эквивалента (н. э.) в сутки, отметил он. В 2017 г. добыча компании составила 5,7 млн барр. н. э. в сутки.
В 2017 г. «Роснефть» занимала 6% мирового рынка нефти, другие российские компании – 8%, указано в годовом отчете госкомпании со ссылкой на данные Wood Mackenzie.
Увеличение потребления нефти прогнозируют и эксперты. По прогнозам Международного энергетического агентства, мировой спрос в этом году увеличится на 1,3 млн до 99,1 млн барр. в сутки, а в 2019 г. – еще на 1,4 млн до 100,6 млн барр. в сутки.
Спрос на нефть продолжит расти, драйвером будут Китай и Индия, говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов. Высока вероятность, что спрос будет увеличиваться и после 2025 г., ежегодно – более чем на 1 млн барр. в сутки, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
Но эксперты сомневаются, что дефицит нефти будет настолько масштабным. Скорее всего эксперты «Роснефти» при расчете прогноза могли учитывать только новые проекты в активной фазе и не отразили возможную интенсификацию добычи на зрелых месторождениях, кроме того, нет ясности касательно пределов роста добычи сланцевой нефти, указывает аналитик БКС Кирилл Таченников. Если предположить, что темпы роста спроса сохранятся, а новые проекты не будут запущены, можно говорить о дефиците в 2 млн барр. в сутки ежегодно, полагает эксперт. Но даже это очень существенная величина, отмечает Полищук. Впрочем, дополнительная потребность в сырье приведет к запуску новых проектов, говорит Таченников.
Не стоит забывать и то, что роль нефти в глобальном энергетическом балансе скорее всего будет постепенно снижаться, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Крупнейшие нефтегазовые компании пытаются застраховаться от этого сценария за счет развития проектов, ориентированных на развитие газа, а также нефтехимии».
«Роль некоторых традиционных стран – производителей нефти, где ведут добычу мейджоры, будет снижаться, – продолжает Маринченко. – Но говорить о структурном дефиците как о самом вероятном сценарии я бы не стал». Нефти в мире, в том числе на Ближнем Востоке, пока много, поясняет он. Обеспеченность запасами (соотношение доказанных запасов к годовой добыче) в этом регионе – около 70 лет, и сейчас все больше стран региона, от Саудовской Аравии до Кувейта, говорят об инвестициях в расширение производственных мощностей. Кроме того, далеко не исчерпан потенциал сланцевой нефти – логистические ограничения, с которыми столкнулась отрасль в этом году, в итоге будут преодолены, полагает эксперт.
Преимущество российских нефтяных компаний – близость к основным рынкам сбыта, в первую очередь к азиатскому, а ресурсная база и инфраструктура позволяют увеличивать долю на мировом рынке, считает Полищук. Но по сравнению с производителями с Ближнего Востока у «Роснефти» ниже обеспеченность запасами, а ее ресурсная база более истощена, поэтому нарастить долю на мировом рынке нефти будет не так просто, добавляет Маринченко: «Однако всегда остается вариант неорганического роста».
По данным ВР, Россия в 2017 г. сохранила статус крупнейшего экспортера нефти (8,6 млн барр. в сутки, 12,7% общемирового экспорта), по запасам нефти заняла 6-е место (106 млрд барр., 6,3% мировых запасов нефти), а к 2040 г. добыча российской нефти вырастет на 2 млн до 13 млн барр. в сутки, треть будет экспортироваться.