Немецкие компании стараются не попасть под российские санкции
Руководители Германии попросят Белый дом о послаблениях для нихРуководители Германии хотят, чтобы для ее компаний администрация Дональда Трампа ввела исключения и они могли продолжать работать в России, в том числе с попавшими под санкции лицами.
Во время визита в Вашингтон на этой неделе министр финансов Германии Олаф Шольц попросит применить особый режим к немецким компаниям, также канцлер Ангела Меркель планирует поднять этот вопрос на встрече с Трампом позднее в апреле, говорят немецкие чиновники.
Немецкие компании просят правительство Меркель убедить США смягчить подход или предложить меры, которые позволят им не пасть жертвой ухудшающихся отношений между Москвой и Вашингтоном. Объявленные 6 апреля санкции США против 24 крупных российских бизнесменов и чиновников, а также 15 компаний запрещают лицам из США какое-либо деловое сотрудничество с ними. Однако и компании из других стран могут попасть под вторичные санкции за проведение с ними «существенных операций».
Совместный бизнес с компаниями, связанными с попавшими под санкции россиянами, ведут, например, Siemens, Daimler и Volkswagen (немецкие автопроизводители работают с ГАЗом Олега Дерипаски). Руководители немецких компаний говорят, что действия США могут поставить под угрозу работу совместных предприятий, помешать банкам финансировать новые проекты в России и обойтись промышленности Германии в сотни миллионов евро.
«Нам очень не нравится раскручивающаяся спираль санкций, – говорит Лайф Эрихсен, представитель энергетической компании Uniper, которая участвует в строительстве газопровода «Северный поток – 2». – Надеемся, что все стороны быстро поймут: всегда лучше снизить напряженность».
Торговый оборот между Россией и Германией вырос до 54,5 млрд евро в 2017 г. с 45 млрд евро в 2016 г. В последние годы немецкие компании инвестировали в Россию более 20 млрд евро.
Восточный комитет германской экономики, который уже более полувека представляет интересы немецких корпораций, работающих в Восточной Европе и России, предлагает защитить дочерние предприятия немецких компаний, если власти США сочтут российский бизнес их материнских организаций нарушающим введенные санкции. Другой предлагаемый комитетом вариант – предоставление Вашингтоном разрешения на продолжение работы совместным предприятиям и инвестиционным проектам в России, по которым были подписаны соглашения до определенной даты. В прошлом министерство финансов США обычно не шло на подобные уступки при реализации санкций. Однако оно может разрешить компаниям продолжать проводить все или часть операций с попавшими под санкции лицами в течение оговоренного периода времени.
По словам немецких чиновников, Шольц и Меркель во время визита в США расскажут американцам об озабоченности своих бизнесменов, но специально не будут предлагать конкретных решений этой проблемы. Минфин США не ответил на просьбу о комментариях.
Австрийский бизнесмен Зигфрид Вольф, председатель совета директоров попавших под санкции «Русских машин» и группы ГАЗ, знаком с Дерипаской с 2005 г. и помогал ему устанавливать контакты на Западе. Вольф также входит в совет директоров немецкой Schaeffler, которая в 2014 г. открыла в Ульяновске завод по производству компонентов для двигателей и трансмиссий. Schaeffler отказалась от комментариев.
«Мы не ведем дела с олигархами, у нас партнерские отношения с [российскими] компаниями», – сказал представитель Siemens, отказавшись комментировать новые санкции. Так же поступили в Daimler. В Volkswagen не ответили на запрос о предоставлении комментариев.
Перевел Михаил Оверченко