Бизнес пережил первый масштабный сбой онлайн-касс

В России были заблокированы 80 000 аппаратов, ущерб подсчитывается
На всякий случай надо обзавестись неавтоматической кассовой техникой – ей сбои не страшны
На всякий случай надо обзавестись неавтоматической кассовой техникой – ей сбои не страшны / Максим Стулов / Ведомости

Кассовый сбой случился 20 декабря, о нем сообщили ритейлеры, операторы автозаправочных станций и сами операторы фискальных данных. Причина – сбой в программном обеспечении, который вывел из строя часть контрольно-кассовых устройств производства группы компаний «Штрих-М», сообщила сама группа.

Среди пострадавших – московские магазины у дома «Магнолия», некоторые магазины «Эльдорадо», сеть DNS, аптеки «Ригла», АЗС «Газпром нефти», «Лукойла», «Роснефти», некоторые кассы «Магнита» и X5 Retail Group и проч.

Продажи остановила бóльшая часть магазинов «Магнолия», говорит сооснователь сети Василий Тарадин, к 17.00 мск была восстановлена работа лишь трети касс. «Потери большие для нас – десятки миллионов рублей, практически дневной оборот мы потеряли, – сетует он. – За 25 лет работы это первый такой масштабный сбой. Очень неприятно, тем более в декабре, перед Новым годом».

«Штрих-М» специализируется на автоматизации бизнеса. Это один из главных производителей онлайн-касс, говорит Юлия Русинова из «Атола» и перечисляет других крупных: «Атол», «Эвотор», «Дримкас», «Инкотекс», «Кристалл сервис». По словам представителя оператора фискальных данных OFD.ru, устройства «Штрих-М» могут занимать около 25% рынка.

Что засбоило

Около полуночи 20 декабря в программном обеспечении «Штрих-М», работающем на терминалах, случился сбой – документы перестали выводиться на печать, пояснил «Ведомостям» представитель компании. «Реализовался страшный сон розницы, когда разом отказались работать все фискальные накопители данной марки [«Штрих-М»] и встала торговля <...> Что может быть хуже, чем лишиться возможности осуществлять торговлю в предновогодние дни?» – написал в Facebook совладелец DNS Дмитрий Алексеев.

Причины сбоя выясняются, говорит представитель «Штрих-М»: «Пострадала незначительная часть терминалов, в основном те, кто работает круглосуточно, и те, у кого рабочий день начался ночью по Москве: Дальний Восток и частично Сибирь».

«Штрих-М», продолжает его представитель, заметил неполадку и разослал клиентам обновление: «У кого обновление было включено, не пострадали, проблема решилась до открытия смены». Но части клиентов проблему решить не удалось – по индивидуальным причинам, считает он, например, из-за политики IT-безопасности, не разрешающей автоматические обновления. «Кассу после сбоя можно вернуть в работу только вручную, над чем уже работают партнеры компании. Например, на Дальнем Востоке последствия проблемы уже устранены, и с завершением рабочего дня по всей стране компания обещает максимально возможно приблизиться к 100%-ному закрытию проблемы», – говорит собеседник «Ведомостей».

Всего заблокировалось 80 000 касс – т. е. около 5% от всех аппаратов в стране, знает федеральный чиновник. По его словам, по состоянию на 18.00 20 декабря проблема сохранялась примерно у 20 000 касс, они будут разблокированы в течение ночи и четверга.

Сколько потеряно денег

По оценке президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова, ритейлеры могли недополучить из-за неработающих касс около 10 млрд руб. выручки. Торговые сети работают с разными поставщиками оборудования, потому сбой затронул далеко не всех, знает представитель Ассоциации компаний розничной торговли: «Да и те, кого эта ситуация коснулась, пострадали в относительно небольших масштабах». В частности, X5 оценила всего в несколько процентов долю контрольно-кассовой техники, сработавшей некорректно в ночь на 20 декабря.

Более серьезных потерь, по словам Федорова, удалось избежать благодаря разъяснению Федеральной налоговой службы. После первых сообщений о крупнейшем с момента запуска системы сбое служба успокоила клиентов онлайн-касс: ритейлеры, у которых заблокировались кассовые аппараты, могут временно продавать товары и услуги без кассовой техники, но затем, когда техника заработает, должны составить кассовый чек коррекции, чтобы зафиксировать неучтенную из-за сбоя выручку. «В таких обстоятельствах отсутствует вина пользователей за расчеты без применения контрольно-кассовой техники, в том числе при реализации алкогольной продукции», – сказано в письме замруководителя службы Даниила Егорова.

Однако в магазинах с большим потоком и множеством мелких покупок кассовый чек коррекции сделать проблематично, следует из слов Тарадина: «Мы не можем продавать товары, если они не отражаются в нашей общей базе товародвижения. Как мы учтем, что мы продали? У магазина может быть несколько сотен покупок в день с тремя-четырьмя товарами [в чеке]. Записывать каждую? Молоко такой-то жирности, по такой-то цене и т. д. Это невозможно!»

Прозрачный сбой

Это первый крупный сбой с июля 2017 г., когда ритейлеры по новым требованиям закона перешли на контрольно-кассовую технику, работающую онлайн. Цель кассовой реформы, которая привела к обновлению кассового оборудования по всей стране, – сделать прозрачнее розничный оборот, объяснили налоговики.

И теперь магазины передают информацию о розничных расчетах в Федеральную налоговую службу онлайн.

Система работает меньше года, массовых сбоев до сих пор не было, говорит генеральный директор «Эвотора» Андрей Романенко. Значительность сбоя связана с тем, что ошибка внутреннего программного обеспечения кассовых аппаратов произошла у одного из популярных производителей, добавляет представитель «Яндекс.ОФД»: «За последние месяцы ничего похожего не случалось». Собственно, поэтому пользователи касс, вышедших временно из строя, не знали, как себя вести, и часть из них приостановили торговлю до устранения технических неполадок, считает Русинова.

В любом программном обеспечении могут быть баги и от подобного сбоя не застрахован никто, уверен председатель совета директоров IT-холдинга IBS Сергей Мацоцкий. По его словам, это классическая дилемма информационной безопасности – безопасность против удобства работы.

У компаний разная политика информационной безопасности: кто-то полностью запрещает установку внешних обновлений, кто-то запрещает частично, а кто-то и разрешает, рассказывает Мацоцкий.

ФНС контролирует программный код взаимодействия касс, фискального накопителя и оператора фискальных данных, требований к дополнительным функциям касс нет, иначе их стоимость выросла бы, продолжает чиновник: «А сбой произошел как раз в дополнительных функциях». Теперь, рассуждает он, чтобы избежать таких рисков, нужно уточнить требования к работе касс и донести до всех производителей эту ошибку.

Шанс на компенсацию

«Мы дали задание юристам изучить вопрос возможности получить компенсацию за такой сбой», – говорит Тарадин.

К онлайн-кассе, как и к любой технике, прилагаются гарантийные обязательства, они описаны в техническом паспорте решения или в других официальных документах производителя, например на его сайте, говорит Русинова. Условия гарантии каждый изготовитель определяет сам, поэтому в каждом случае нужно внимательно смотреть, что сказано в документе.

Производитель контрольно-кассовой техники может понести ответственность за сбой, соглашается руководитель направления юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. Для этого, по его словам, надо доказать, что причиной сбоя стал либо брак оборудования, либо ненадлежащее обслуживание производителем или уполномоченной им организацией. «Но если подтвердится версия, что проблемы возникли в связи с несвоевременным обновлением программного обеспечения контрольно-кассовой техники, взыскание убытков будет максимально затруднено. Поскольку это означает: сами ритейлеры допустили сбой», – заключает юрист.