ВЭБ продает четыре А380

Эти самолеты были заказаны для «Трансаэро»
Представитель ВЭБа не ответил, каков новый срок поставки этих самолетов/ Максим Стулов / Ведомости

«ВЭБ-лизинг» планирует в 2018 г. продать контракт на поставку Airbus 380, которые были заказаны для «Трансаэро», говорится в презентации к заседанию наблюдательного совета ВЭБа 5 октября. «Ведомости» ознакомились с документом, человек, близкий к ВЭБу, подтвердил верность этих данных.

Четыре новых А380, самых вместительных пассажирских самолетов, «Трансаэро» заказала в 2011 г. В 2012 г. «ВЭБ-лизинг» сообщил, что купит эти суда и передаст их «Трансаэро» в лизинг – каталожная цена самолетов тогда составляла $1,576 млрд, т. е. стоимость самолетов составила бы примерно $800 млн, так как покупная цена примерно вдвое ниже каталожной (см. график на стр. 17). Сейчас каталожная цена четырех А380 – $1,75 млрд.

«Трансаэро» должна была получить суда в 2015 г. В начале 2014 г. она выбрала конфигурацию салона, остановившись на трехклассной компоновке с 652 пассажирами. Но в конце 2014 г. у второй на тот момент российской авиакомпании начались финансовые проблемы, в октябре 2015 г. она остановила полеты.

Представитель ВЭБа не ответил, каков новый срок поставки этих самолетов. Представитель Airbus клиентскую информацию не комментирует. «Срок поставки будет определен только тогда, когда для самолетов будут найдены новые лизингополучатели, которые в том числе определят под себя конфигурацию салонов», – говорит человек, близкий к одной из сторон сделки.

За четыре А380 «ВЭБ-лизинг» внес предоплату в 13,8 млрд руб., следует из материалов к заседанию совета. Это подтвердил человек, близкий к ВЭБу. На такой стадии отказаться от заказа и вернуть предоплату нельзя, объяснил топ-менеджер российской лизинговой компании.

Схема продажи

Airbus может грозить штраф свыше 1 млрд фунтов со стороны английских и французских властей, расследующих возможное использование концерном незаконного посредничества при продаже лайнеров, сообщила в сентябре британская Evening Standard. Источники Reuters говорят, что расследование может занять несколько лет и говорить об условиях соглашения рано.

В России заказчиков для таких самолетов нет, признает человек, близкий к ВЭБу, рассматривается как продажа этого портфеля, в том числе за рубеж, так и трансформация в заказ на более востребованные модели.

Airbus и Boeing столкнулись с сокращением заказов на четырехдвигательные модели – они проигрывают в операционных расходах двухдвигательным широкофюзеляжным лайнерам. На Boeing 747 на конец мая было всего 20 заказов, из них 15 – на грузовую версию.

«Мы не готовы выкупать этот контракт, поскольку есть понимание, что в РФ и СНГ никто не планирует их эксплуатацию, на глобальном рынке также не наблюдается компаний, которым нужно наращивать парк этих судов сверх рамок текущих контрактов с Airbus», – передал «Ведомостям» директор департамента «авиа, суда» «Сбербанк лизинга» Павел Пискун. «Согласно новому прогнозу авиаперевозок Airbus, представленному на авиасалоне МАКС-2017, потребность в новых самолетах сверхбольшой вместимости в СНГ в ближайшие 20 лет оценивается примерно в 20 единиц», – возражает представитель Airbus.

«ВТБ лизинг» на текущий момент не планирует приобретать пассажирские самолеты», – говорит представитель ВТБ.

«ВЭБ находится под санкциями, с ним и аффилированными с ним компаниями не могут иметь контакты европейские и американские контрагенты. Но такой портфель можно продать в Азию или на Ближний Восток», – рассуждает партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко.

«В России А380 заказать потенциально могли бы только «Аэрофлот» и S7. Но «Аэрофлот» уже законтрактовал двухдвигательные широкофюзеляжные суда – Boeing 777 и Airbus 350, а S7 делает ставку на среднемагистральный флот и перевозки из двух хабов – «Домодедово» и «Толмачево» (Новосибирск)», – говорит аналитик АКРА Александр Гущин. Теоретически «ВЭБ-лизинг» мог бы сам найти лизингополучателя за рубежом, но мешают санкции, к тому же у российских лизинговых компаний еще недостаточно компетенции для эффективной работы с иностранными перевозчиками, в том числе чтобы следить за техническим состоянием своих судов», – добавляет Гущин.